Зелёная дверца! Зеленая дверца Родители и дети о «Зеленой Дверце».

Цели. Задачи. Значение

1. Ранняя социализация детей

Пребывание ребенка с родителями в «Зеленой Дверце», предшествующее поступлению малыша в детские ясли или в детский сад, обеспечивает его безболезненную адаптацию к детскому дошкольному учреждению благодаря постепенному отрыву ребенка от семьи, отрыву, происходящему в том темпе, который необходим данному ребенку. «Зеленая Дверца» создает также благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка.

2. Социальная адаптация родителей

«Зеленая Дверца» позволяет родителям почувствовать свою родительскую роль, ибо они присутствуют в Центре именно в этой роли. Они получают возможность использовать время
пребывания в Центре для общения с собственным ребенком и с другими детьми, для наблюдения за отношениями между другими детьми и родителями иобдумывания взаимоотношений со своими детьми и в своей семье в целом. «Зеленая Дверца» помогает преодолеть травмирующую изоляцию молодых матерей, способствует развитию контактов между семьями из различных социальных слоев и национальных культур, интеграции детей-инвалидов и здоровых детей.

3. Профилактика психосоматических заболеваний

Работа «Зеленой Дверцы» направлена на предотвращение детских неврозов, связанных с процессами сепарации и дезадаптации к дошкольному учреждению, а также других психосоматических заболеваний, возникающих на фоне неразрешенных внутри семейных проблем.

Созданная в «Зеленой Дверце» психологическая среда позволяет также стимулировать развитие детей с задержкой речевого,психического, моторного развития, органическими повреждениями центральной нервной системы и другими нарушениями. Здесь помогают детям и их родителям поверить в здоровые силы ребенка, его потенциальные
возможности.

В «Зеленой Дверце» все подчинено развитию личности ребенка: организация внутреннего пространства, правила, соблюдение которых неукоснительно для всех — и детей, и родителей, и персонала, атмосфера общения, которая обеспечивает эмоциональную
защищенность и самостоятельность личности, независимо от возраста и индивидуальных особенностей.

«Зеленая Дверца» не является консультацией, где родители получают от специалистов прямой, вполне определенный ответ на трудные вопросы воспитания, где им советуют, как разрешить сложную семейную ситуацию или откорректировать сложные взаимоотношения с
ребенком. Специалисты лишь помогают родителям лучше понять своих детей и свои проблемы. «Зеленая Дверца» позволяет родителям находить свой собственный ответ на эти вопросы, самим находить способ выхода из семейного тупика.

Подобное разрешение обусловлено уважением сотрудников как к личности ребенка, так и к личности матери и использованием ими такого средства профилактики психических травм, как слово — свободное безопасное слово, освобождающее от внутреннего конфликта, чреватого психической травмой.

«Зеленая Дверца» позволяет семье с большим доверием относиться к себе и к миру, ценить себя, свою семью и человеческое сообщество, в котором им предстоит жить.

Персонал

Детей и родителей в «Зеленой Дверце» принимает междисциплинарная команда специалистов, в которую входят: психологи (возрастные и медицинские), педагоги (дошкольные, дефектологи, социальные педагоги), врачи (педиатры и психотерапевты), физиологи (возрастные), социальные работники. Это именно те специалисты, назначение которых — сохранение психического и физического здоровья детей, их социальная адаптация. Но не просто специалисты, а те, кто прошел подготовку в качестве стажера «Зеленой Дверцы» и освоил особенности работы «принимающего». Особое значение для сотрудников
«Зеленой Дверцы» имеет знакомство с основами детского психоанализа. Все без исключения сотрудники участвуют в еженедельном семинаре по изучению концепции Зеленого дома Ф. Дольто и основ психоанализа.

Каждый день в «Зеленой Дверце» работают три человека, представители различных профессий в области детства, люди разного возраста и, по возможности, разного пола. Эта так называемая команда работает лишь один раз в неделю, уступая место в «Зеленой Дверце» своим коллегам – следующей тройке. Такая организация работы обеспечивает детям и родителям общение с разными специалистами и выбор тех из них, кто более соответствует их характерам.

Подготовка персонала для работы в «Зеленой Дверце» складывается из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает участие в постоянно действующем семинаре «Ранняя социализация: теория и практика». Практическая – участие в тренингах общения, личностного роста, которые позволяют приобрести навыки ведения диалога, эмпатического активного слушания, командной работы и т. п., а также работа, наряду с основным персоналом, с детьми иродителями, посещающими «Зеленую Дверцу». Срок прохождения стажировки – 6 месяцев.

Организация пространства, правила «Зеленая Дверца» — это специально организованная пространственная и психологическая среда.

Пространство «Зеленой Дверцы » представляет собой открытое (для обозрения ребенка) помещение с несколькими функциональными зонами: раздевалка, зона тихих игр, зона шумных игр и катания на колесных игрушках. Здесь же расположена так называемая стенка
сепарации с отверстиями, горкой и лесенками, подиум для «ползунков» — детей еще не умеющих ходить, «столовая» — место, где дети могут съесть то, что для них взяли с собой родители, место для игры с водой, «улица» или дорожка, которая соединяет все эти зоны.

Такая организация пространства структурирует жизнь ребенка. Так, например, стенка, отделяющая от общего пространства горку и лесенки, невольно ассоциируется с запретом, отделением, границей, потребностью найти вход или выход и символизирует для ребенка
те трудности и препятствия, с которыми ему придется столкнуться при
вхождении в мир. Она также означает его будущее расставание с родителями. Это самая серьезная из границ, которая должна положить конец его изначально неразрывной связи с родителями и дат ему возможность выйти в мир самостоятельной личностью.

Выделение специального подиума для самых маленьких не позволяет смотреть на них сверху вниз. Лежащий на подиуме малыш находится со своим старшим товарищем на уровне его глаз.

Игровое оборудование подобрано с учетом целостного процесса развития ребенка: игрушки, обеспечивающие развитие двигательной сферы, сенсорное развитие, интеллектуальное развитие, способность к взаимодействию и т. п., игрушки, позволяющие освободиться от агрессии, снять напряжение (при игре с водой), познавать окружающий мир и его законы. Центр располагает детскими книжками, подобранными при участии методистов Детской республиканской библиотеки, книгами и журналами для детей и их родителей по педагогической, психологической и медицинской тематике и др.

«Зеленая Дверца» — это и место постижения ребенком правил жизни, и они соблюдаются здесь неукоснительно. Они существуют для всех и служат всем. Они обеспечивает детям базовую безопасность. Правило не унижает. Если оно для всех, оно – напротив — гарант равноправия. Четкие правила, позволяющие принять ограничения без стрессов, служат предотвращению неврозов.

Так, ребенок не имеет права пересекать на колесных игрушках границы зоны для подвижных игр. Соблюдая его, он нечаянно не причинит вреда другим. В «Зеленой Дверце» ребенка
предупреждают, что для игр с водой, для которых также выделено определенное место, он должен надевать непромокаемые фартучки. Как известно, вода символизирует материнство, а фартучек в данном случае — преграду, отделяющую тело матери от тела ребенка, что помогает малышу осознать свою отдельность, собственную индивидуальность.

Построение пространства соотносится с приобретением ребенком разговорных навыков. «Зеленая Дверца» — это местослова. Нодля того, чтобы ребенок стал субъектом собственного слова, взрослым необходимо научиться слушать и понимать его язык, причем не только язык его слов, но и язык его тела.

Родители и дети о «Зеленой Дверце»

За десять с лишним лет работы «Зеленой Дверцы» ее посетили тысячи детей и родителей, причем не только жителей близлежащих районов. Малыши часто приходят сюда не только с мамами, но и всей семьей, с папой, с бабушкой или дедушкой. То, что все больше детей
и родителей открывают «Зеленую Дверцу» — безусловное свидетельство того, что такая форма поддержки семьи и профилактики психических, физических и социальных отклонений, нужна людям. Что особенно важно, онанужна детям. Один из них, когда мама предложила ему собираться домой, сказал: «Я не хочу уходить. Это место — для меня».

Из книги записей:

«Наконец-то и наши дети получили естественное внимание взрослых.»

«Здесь просто замечательно, можно заниматься всем, чем только пожелаешь. Спасибо за такие умные игрушки, за заботу и комфорт»

«У меня дочка была совсем необщительная, боялась других детей. А здесь получилось все наоборот»

«Мы снова здесь. Сын только и говорит, что о «Зеленой Дверце». Для меня эти поездки — праздник души»

«Мы очень рады, что есть такое место. Детям это необходимо. Было бы здорово, если бы такой центр был в каждом районе»

«Полтора часа дороги к этому «центру детства» стоят того «.

«Огромная просьба ко всем от кого зависит ее исполнение: каждому району (округу) по такой комнате.

Никто не учит нас, как быть родителями. А ведь это самое важное и самое трудное!

Об этом центре я узнала от своей знакомой.

Центр ранней социализации «Зеленая дверца» открылся в Москве в 1995 году. И существует до сих пор.

Многие его выпускники уже заканчивают школу..

Очень странно, что нет других таких центров.

Зелёная дверца для детей от 0 до 3-х лет. Вот их сайт [ссылка] , на котором можно посмотреть время работы, адрес и фото.

Когда мы туда ехали, нам было страшно, но очень любопытно.

У нас маленькая, но очень общительная дочка которая тянется и к взрослым, и к детям. Ей не хватает общения. Она рада с кем-нибудь поиграть, но пока так мала, что не знает как нужно взаимодействовать с детьми. Скоро она пойдет в группу короткого дня.

Как всё устроено.

Все оказалось гораздо лучше, чем мы себе представляли.

  • Две комнаты для игр
  • столовая
  • место для переодевания малышей с пеленальным столиком, где можно сменить подгузник
  • ванная
  • туалет.

Что есть в игровой?

Большой домик для игр, горка, коляски, машинки, книги, доска с фломастерами и многое другое. Всё чисто, только играй.

Что удивляет сразу и с порога — с ребёнком разговаривают как со взрослым.

С ним знакомятся. На доске записывают его имя, возраст и с кем он пришёл.

И объясняют правила поведения.

Видели бы Вы с каким вниманием дети их слушают.

Правила просты:

  • Ребёнок приходит в Зелёную Дверцу с родителями (бабушками, дедушками) и уходит вместе с ними.

Это не травмирует ребёнка. Он знает, что в любой момент он может залезть на руки к маме или папе.

Ох, я помню, как отдавали мою младшую сестру в детский сад и она спрашивала у мамы правда ли она её заберёт.

  • Кушать можно только в специально отведённом для этого месте.

Это правило сложнее всего далось нашему папе.

На машинке можно ездить, не выходя за полосы.

  • Родители на территории «Дверцы» воздействуют на ребёнка не руками, но словом.

Мне всегда казалось, что во время прогулок мой муж абстрагируется.

Но когда я увидела его поведение со стороны, я поняла, что я ошибалась.

Он не отходил от Алисы не на шаг.

А знаете, как много можно узнать о своём ребенке, если просто наблюдать за ним со стороны?

Сразу видно, во что ему интересно играть, а главное, сколько всего он умеет сам.

Всё это время с Вами находятся «воспитатели» — это психологи и педагоги.

Они помогают объяснить и понять чувства и действия ребёнка, а также Ваше отношение к ним.

Ребёнок на территории «Дверцы» получает бесценный опыт — свой собственный.

Он учится взаимодействовать с другими детьми без помощи родителей. Учится меняться игрушками, разговаривать, уступать, договариваться.

Время, когда приходить и уходить каждый определяет сам.

Мы пробыли два часа и ушли без слёз.

Уходить с детском площадки для нас всегда испытание. воспитатели посоветовали нам быть настойчивыми и рассказать ребёнку, как взрослому, что мы здорово поиграли сегодня, но нам пора домой и мы обязательно придём ещё.

Алиса всё это выслушала, взяла меня за руку и мы пошли одеваться.

Цена

Ни для кого не секрет, сколько в Москве стоят занятия с детьми в Москве.

Этот центр бесплатный.

Рядом с входом стоит копилка, в которую родители кладут столько, сколько считают нужным. На эти деньги покупаются игрушки, оплачивается труд воспитателей.

Стены украшены рисунками маленьких гостей.

 

В центре ранней социализации «Зеленая дверца» учатся общаться и уважать других людей даже груднички.

«Зеленую дверцу» найти легко. Ее можно открыть, как любую другую дверь, и попасть в мир, где обитают маленькие человечки. Здесь они общаются, играют, учатся и живут по законам своего маленького общества. Законы эти почти такие же, как и в нашем большом мире.

Каждому родителю знакома проблема детского сада, когда ребенок, привыкший быть только с мамой, которая всегда защитит и поможет, вдруг оказывается среди чужих людей. Малыш не понимает, зачем мама отдает его незнакомым тетям, почему ему приходится делить игрушки с другими детьми. Он начинает устраивать по утрам скандалы, лупить коллег по саду, а чаще всего — болеть. В «Зеленую дверцу» приносят даже грудничков — чем раньше малыш поймет, что кроме него в мире есть еще люди, и привыкнет к самостоятельности, тем проще ему будет адаптироваться в новой обстановке в дальнейшем.

Центр ранней социализации «Зеленая дверца» появился в Москве в 1995 году. Он устроен по примеру Зеленого (или Открытого) дома французского педиатра и психоаналитика Франсуазы Дольто в Париже (открылся в 1979 году). За двадцать пять лет такие дома появились в Швейцарии, Бельгии, Канаде и других странах. Это маленькие модели общества, в котором дети учатся жить с самого раннего возраста.

Прийти в «Зеленую дверцу» может каждый — вход свободный. Но есть строгие правила: сюда принимают только ребят до 4-х лет с родителями (это очень жесткий закон, о котором всех предупреждают, — так что обижаться потом не стоит). Новых «жителей» встречают принимающие — психологи, педагоги, педиатры, — они не обслуживают и не развлекают (дети и родители сами находят себе занятия), а объясняют правила поведения в центре и, если надо, выслушают ребенка или взрослого, помогут понять друг друга. Жизненное пространство «Зеленой дверцы» поделено на зоны: площадка для шумных игр (катаний на машинках), для тихих (на полках кубики, конструкторы, лото), место для игр с водой (большая ванна с фонтанчиком, в которую дети залезают, надев фартуки и резиновые ботинки). Напротив — подиум для самых маленьких. Отсюда груднички наблюдают за происходящим в зале. Что важно — подиум не позволяет смотреть на них сверху вниз, так что грудничковое достоинство ничуть не умаляется. Во втором зале кухня. Здесь мама сама может погреть ребенку еду и покормить его. Тут есть и посуда, и маленькие столы, и высокие стульчики для малышей.

У каждой мамы или няни, посещающей «Зеленую дверцу», свой метод воспитания: кто-то считает, что говорить ребенку «нет» ни в коем случае нельзя, другие с трудом отпускают от себя малыша, боясь, что он поранится или испугается. Здесь все имеют право на свою точку зрения — и родители, и работники Центра, и дети. И каждый учится понимать и принимать другого таким, какой он есть.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог топ-планировщика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: