Признаки психических отклонений у грудных детей. Как не пропустить психическое расстройство у ребенка и что делать в этих случаях

Психические расстройства у детей встречаются очень часто, и количество их с каждым годом увеличивается. По данным статистики, сегодня каждый пятый ребенок имеет проблемы с развитием разной степени. Опасность таких заболеваний в том, что часто родители не распознают симптомы вовремя и не придают особого значения состоянию детей, списывая все на плохой характер или возраст. Но важно знать, что психические расстройства сами с возрастом не проходят. Большинство из них требуют комплексного специализированного лечения. Серьезный подход и своевременное распознание проблемы – шанс вернуть ребенку полноценное психическое здоровье.

В чем особенность психических расстройств у детей?

Психические расстройства у детей развиваются в большинстве случаев в первые месяцы жизни малыша, но могут проявляться и в более старшем возрасте. Они представляют собой неполноценность и сбои в работе психики и, соответственно, влияют на общее развитие ребенка.

Психические расстройства, в зависимости от возраста и стадии заболеваний, могут проявляться в разных формах. Всего медики выделяют четыре общих группы:

  • или олигофрения – она характеризуется низким уровнем интеллекта, воображения, памяти и внимания;
  • Задержка психического развития – впервые дает о себе знать примерно в год, для нее характерны проблемы с речью, моторикой, памятью;
  • – этот синдром вызывает гиперактивность, импульсивность и невнимательность, при этом, наблюдается снижение уровня интеллекта;
  • Аутизм – это состояние, при котором нарушаются возможности коммуникации и социализации ребенка.

Иногда родители списывают негативные проявления малыша на возраст и надеются, что со временем это пройдет. Однако психические расстройства нужно лечить. С возрастом заболевания только обостряются и уже сложнее подобрать правильные и эффективные терапевтические методы. И как бы сложно ни было признать родителям, что их малыш имеет психические отклонения, нужно обращаться за помощью к психотерапевту.

Факторы, провоцирующие психические расстройства

Психические расстройства возникают под влиянием нескольких факторов. Причем, многие из их форм развиваются еще во внутриутробный период. Существует несколько ключевых причин:

  • Генетическая предрасположенность – наследственная передача психических расстройств, происходит в 40% случаев;
  • Особенности воспитания – неправильный выбор методов воспитания или его отсутствие;
  • Инфекционные заболевания, поражающие головной мозг и ЦНС;
  • Родовые и послеродовые травмы головы малыша;
  • Дисфункция системы обмена веществ;
  • Сильный или перенапряжение;
  • Низкий уровень интеллекта;
  • Неблагоприятная обстановка в семье;

Симптомы и признаки психических расстройств у детей

Первые признаки заболеваний проявляются по-разному, в зависимости от возраста ребенка. В домашних условиях родители могут заметить следующие изменения, которые могут символизировать о сбое в психике:

  • Плохое настроение у ребенка, стоит обратить внимание, если оно доминирует на протяжении нескольких недель без конкретной причины;
  • Частая смена настроения;
  • Невнимательность и сложность концентрации;
  • Нервозность, агрессивность;
  • Постоянные и чувство угрозы;
  • Изменения в поведении ребенка – ребенок начинает делать опасные вещи и становится неконтролируемым;
  • Постоянное желание обратить нас себя внимание или, наоборот, скрыться от окружающих;
  • Потеря аппетита и, соответственно, значительная потеря веса;
  • Тошнота и рвота;
  • Головные боли и беспричинные боли в животе;
  • Разговор с самим собой или воображаемым другом;
  • Действия, причиняющие себе и окружающим вред;
  • Снижение интереса к любимым вещам и занятиям;
  • Употребление алкогольных и наркотических средств.

Эти признаки можно заметить самостоятельно. Но врачи диагностируют психические расстройства на основе не только этих, но и других медицинских симптомов:

  • Тахикардия и учащенное дыхание;
  • Изменения в органической структуре крови;
  • Изменения в структуре клеток головного мозга;
  • Расстройства пищеварительной системы;
  • Низкий уровень IQ;
  • Физическое недоразвитие;
  • Особая форма .

Такие заболевания обычно вызывают несколько симптомов, поэтому чтобы убедиться в диагнозе недостаточно только наблюдения, нужен медицинский осмотр.

Диагностика и лечения

Чтобы правильно подобрать терапевтический метод, нужно пройти полную диагностику. Она происходит по такой схеме:

  • Изучение и анализ явных симптомов;
  • Лабораторное исследование крови, мочи;
  • МРТ-обследование коры головного мозга;
  • Проведения тестирования.

Чтобы правильно подойти к лечению, необходим осмотр ребенка несколькими специалистами: психиатром, психотерапевтом, невропатологом. Причем, обследования нужно проходить у каждого специалиста поочередно: каждый из врачей, таким образом, может определить симптомы, характеризующие его область.

Важно запомнить, что с помощью медикаментозной терапии нельзя полностью вылечить психические расстройства. Чтобы помочь ребенку и вернуть полноценное психическое здоровье, нужно использовать комплекс процедур и методов.

Существует несколько способов борьбы с этой проблемой:

  • Лекарственная терапия. Она заключается в принятии антидепрессантов, транквилизаторов, успокаивающих препаратов, а также общеукрепляющих витаминных средств. Выбор препарата лежит на враче, он назначает специальное средство, что отвечает возрасту и форме развития расстройства.
  • Психотерапия. В психотерапии существует множество методик, позволяющих побороть психические расстройства у детей. Все зависит от возраста и стадии запущенности процесса. Очень эффективным считается индивидуальная разговорная терапия, или групповая, с соответственным подбором детей. Психотерапия считается наиболее эффективным методом лечения такого рода заболеваний.
  • Семейная терапия. Семья очень важна для формирования психики малыша, именно здесь закладываются первые понятия. Поэтому, при психических расстройствах, члены семьи должны добиться максимального взаимодействия с малышом, помочь ему чего-то достичь, постоянно с ним разговаривать, делать вместе упражнения.
  • Комплексная терапия. Она предусматривает сочетания лекарственного лечения с другим видом терапии. Он необходим при острых формах расстройств, когда одних психологических занятий недостаточно.

Чем раньше родители выявят у своего малыша проблемы психического характера и отведут его к врачу, тем больше шансов вернуть ему полноценный образ жизни. Главное правило – обратиться за помощью к специалисту, во избежание неприятных последствий.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Взрослые уделяют много внимания воспитанию, физическому развитию детей, часто забывая о важности эмоционального роста. Некоторые психические заболевания опасны тем, что не всегда выдают себя на первых этапах. Как же их распознать, чтобы вовремя начать лечение? Какие факторы располагают к возникновению психического недуга?

Типы отклонений


Психические отклонения у детей – заболевания, возникающие вследствие нарушения развития психики. Это могут быть легкие отклонения, которые хорошо поддаются корректировке, а могут быть и серьезные недуги, которые сильно ограничивают жизнь малыша. Тяжесть, течение болезни и её обратимость во многом зависят от возраста ребенка и этапа, на котором обнаружили отклонение.

Часто психический недуг у ребенка остается неизлеченным, потому что родители боятся отвести малыша к специалисту. Многие отклонения подразумевают постановку на учет к психиатру, длительное лечение и некоторые жизненные ограничения, что очень пугает родителей, они могут это считать своеобразным «клеймом» на жизни своего чада. Но именно такое игнорирование проблемы является самой большой ошибкой, ведь чем скорей обнаружится заболевание, тем ощутимей будет лечебный эффект.

Список заболеваний, которые являются нарушениями психики, небольшой, он состоит из 4 классов отклонений. Но каждый класс подразумевает под собой различные варианты течения этих недугов, их причин и симптоматики.

Психические заболевания, которые возникают у детей:

  • умственная отсталость или олигофрения;
  • задержка психического развития или ЗПР;
  • синдром дефицита внимания;
  • ранний детский аутизм.


Олигофрения – отставание ребенка в психическом и умственном развитии. По статистике в мире от олигофрении страдает до 3% всего населения, в основном это легкая или умеренная степень отсталости. Основные симптомы заболевания:

  • ограниченный словарный запас, прерывистая речь, часто с дефектами;
  • снижение интеллекта (чаще всего IQ от 50 до 69);
  • сложности с концентрацией внимания;
  • трудности в обучении;
  • высокая внушаемость, доверчивость. Многие зависимы от взрослых.

Различают четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ 50-70), умеренная (IQ 35-49), тяжелая (IQ 20-34), глубокая (IQ менее 20). Для каждой степени характерен свой уровень интеллектуального и физического развития. Легкая отсталость проявляется в виде ограниченного кругозора, трудностей в обучении, при этом многие больные осознают свой недуг, пытаются скрыть его от окружающих. Больные с другими уровнями развития часто не осознают свою проблему, неспособны к обучению. При тяжелой и глубокой степени отсталости дети не в состоянии ухаживать за собой сами, им необходимо пристальное внимание и забота взрослых. Некоторые страдают сопутствующими психическими нарушениями, не владеют речью, неспособны узнавать людей, распознавать объекты.

Причины, которые вызывают олигофрению: генетический фактор, различные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, её алкогольная или наркотическая зависимость, роды с осложнениями, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом в первые годы жизни.

Сама олигофрения у детей является скорее не заболеванием, а состоянием, поэтому как таковых методов лечения отсталости не существует. Все, что можно сделать до появления малыша – вести правильный образ жизни, принимать витамины, повышать иммунитет матери для предотвращения возникновения инфекций. Это своеобразная профилактика отклонения у плода, но и она не всегда гарантирует рождение здорового малыша, ведь такие факторы, как генетические ошибки, невозможно предугадать и предотвратить. Если малыш уже родился с отсталостью, то можно на всех этапах его взросления заниматься по особым методикам, водить в реабилитационные центры развития, где специалисты с навыками общения с такими детьми воспитывают их и прививают им навыки, необходимые для поддержания нормального жизнеобеспечения.

Задержка развития


Задержка психического развития или ЗПР – заболевание, название которого полностью отражает его симптомы. У детей с ЗПР наблюдается отсталость в психическом развитии, они инфантильны, часто несамостоятельны, у некоторых отмечается отсталость в развитии интеллектуальных навыков, связанных с моторикой и познавательной деятельностью, например, чтение, речь, счет, письмо. Заболевание отличается от умственной отсталости тем, что симптоматика не всегда тяжелая, при должной корректировке эти малыши хорошо поддаются обучению.

Ранняя диагностика ЗПР обеспечивает хорошие результаты при корректировке поведения. Ей поддаются инфантильность, которая к периоду взросления может полностью сглаживаться, а также способности к обучению. Если отвести ребенка в специальную группу в детском саду и школе, то можно ожидать существенных успехов в развитии. В этих группах с детьми занимаются логопеды, дефектологи, педагоги, специализирующиеся на малышах с задержкой развития. К ним применяется особый подход в общении и обучении, различные игры и методики, направленные на психокоррекцию.

Синдром дефицита внимания


Синдром дефицита внимания у детей диагностируется намного чаще, чем другие психические заболевания. Оно характеризуется неспособностью концентрировать внимание на чем-либо, гиперактивностью, слабым контролем над своим поведением.

Симптомы заболевания ярко выражены, распознать недуг можно до их проявления. У ребенка возможен синдром дефицита внимания, если он:

  • взбудораженный, легковозбудимый;
  • быстро отвлекается от дел, не может сконцентрироваться на конкретном занятии;
  • часто перебивает взрослых и других детей, пытается стать первым участником во всех играх, на уроках, не дожидаясь своей очереди;
  • рассеянный;
  • много и без остановки болтает;
  • хочет участвовать во всех играх, даже в тех, что являются заведомо опасными;
  • не может посвятить даже короткий промежуток времени одному занятию.

Синдром дефицита внимания у детей является следствием таких факторов, как: генетическая предрасположенность, различные повреждения мозга, болезни ЦНС.

На первый взгляд может показаться, что этот синдром и сопутствующие психические отклонения легко излечить, но на деле они достаточно трудно корректируются. С возрастом возможно снижение гиперактивности, но до конца избавиться от последствий синдрома удается редко. Но стоит помнить, что с любыми прогнозами недуг должен лечиться. При игнорировании синдрома взрослые люди с пережитым дефицитом внимания становятся грубыми, зависимыми от пагубных привычек, плохо уживаются с людьми, часто не в состоянии сохранять гармоничные отношения в семье.

Для корректировки поведения применяются различные методики и направления. Это может быть медикаментозное лечение, особая диета, занятия с взрослыми, направленные на снижение психических проявлений недуга.


Аутизм – сложное отклонение в развитии, которое достаточно редко встречается. Симптомы недуга не всегда заметны сразу, иногда их списывают на особенности возрастного периода, считая, что все пройдет, как только ребенок начнет взрослеть. У детей с аутизмом наблюдаются трудности в установлении контакта с людьми, понимания как их, так и своих эмоций, тяга к одиночеству, сложности в выражении своего эмоционального состояния и чувств. Они часто сопротивляются при появлении чего-то нового, не желают менять свой привычный распорядок дня, уклад жизни и окружение. Иногда даже привычные дела, например, стрижка в парикмахерской, являются для них травмирующим событием. У многих детей наблюдаются трудности в освоении речи из-за того, что они пытаются избегать речевого контакта. Часто малыши не обращаются даже за жизненно необходимой помощью, так как это предполагает речевое взаимодействие с другими людьми. Из-за недоразвитости коммуникативных навыков у них возникают проблемы в освоении таких правил речи, как правильный подбор местоимений, падежей, времен.

Аутизм остается до конца неизученным расстройством, часто тяжело определить причину его возникновения. Ученые полагают, что отклонение связано с нарушением развития ЦНС. Психические нарушения, вызванные аутизмом, можно корректировать, но для этого необходимы опытные специалисты, способные установить контакт с таким ребенком. Занятия должны проводиться одновременно по всем направлениям: психика, поведение, речевое развитие. Необходимо подключать к реабилитации психотерапевтов, дефектологов, логопедов. Эти специалисты будут развивать речевые навыки малыша, моторику, коммуникативные навыки, способность контролировать и понимать свои и чужие чувства.

Детские психические расстройства – заболевания, которые хоть и тяжело поддаются корректировке, но все же нуждаются в лечении. Вся ответственность за целостное и здоровое развитие малыша лежит на родителях и окружающих взрослых, ведь даже здоровые дети не всегда могут понять свои чувства, справиться с проблемами. С каждым годом люди во всем мире становятся более терпимыми и толерантными, создаются различные программы и группы для людей с ограничениями. При своевременной коррекции поведения развивающими занятиями даже малыш с психическим заболеванием сможет занять свое важное место в обществе.

Нету похожих постов(

И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

  • ограниченности интеллектуальных способностей,
  • поражений головного мозга,
  • проблем внутри семьи,
  • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.

К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

Симптомы

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность — главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве — это может быть симптомом шизофрении.

Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

  • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
  • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха — тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
  • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.

Диагностика психического растройства у ребёнка

Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

  • психологи,
  • соцработники,
  • поведенческий врач и т. д.

Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

Осложнения

То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

  • способности к общению,
  • интеллектуальной деятельности,
  • правильной реакции на ситуации.

Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей — всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей — вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей — обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель — выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Профилактика

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания психическое расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание психическое расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог топ-планировщика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: