План лекции:
1. Первые виды одежды в первобытном обществе, их задачи (средства укрытия тела).
2. Первые виды костюма и их основная функция социальной ориентации и адаптации.
3. Появление и роль дополнений к одежде – аксессуары, прически, украшение тела.
Одежда первобытного человека носила чисто условный характер. У некоторых племен ее присутствие на теле означалось краской или татуировкой. По существу это был лишь прообраз «настоящей одежы».
Истоки «настоящей одежды» приходятся на период позднего неолита , когда зарождается родовое общество и возникает потребность в маркировании «своих» и «чужих», где свои определялись по материнской линии. Одновременно с этим возникает потребность создания системных половых табу для отличий мужской и женской одежды. Схема возникновения и развития одежды проходила по восходящей: от простейшей одежды до более сложных ее видов, от не сшивной к сшивной, от глухой к распашной. Самым простым видом не сшивной одежды был набедренник, подвидом которого стали фартуки перевязки, пояса, плащи . Таким образом, формировался первый комплект одежды, включающий набедренную и верхнюю или плечевую одежду .
Первобытных людей обычно представляют косматыми «дикарями», но это едва ли соответствует истине. Даже в погребениях охотников на мамонтов, живших почти 40 тыс.лет назад, археологи находят костяные гребни. А причёски женщин, скульптурные изображения которых найдены на палеолитических стоянках Мальта, Буреть, Виллендорф, выглядят просто роскошно. Их волосы то ниспадают на плечи, то уложены параллельными друг другу горизонтальными рядами. В других случаях они лежат зигзагообразными уступами. Волосы также заплетали в косы, перевязывая ремешками или шнурками. В качестве украшений для причёски применяли разного рода налобные повязки и диадемы (возможно, делали также венки из цветов и трав, но такого рода украшения, конечно, не сохранились). Для закрепления укладки у всех первобытных племён волосы покрывали глиной, маслом или растительным лаком; использовали даже специальные подставки для головы, чтобы во время сна не испортить нечаянно причёску. Такие подголовники из обожжённой глины часто находят при раскопках поселений трипольской культуры (IV-III тысячелетие до н. э.).
На рубеже древнекаменного и среднекаменного периодов произошли изменения в природно-климатических условиях, существенно отразившиеся на животном и растительном мире, следовательно, и на сырье для одежды, на занятиях людей их мировоззрении. Наступила эпоха «северного Оленя», а в месте с ней эпоха плетеной одежды с четко выраженной защитной функцией. Выразителем этого направления развития одежды была культура «мизинских мадонн», которая в своеобразной пластической форме олицетворяла историю «парности», связанную с укреплением института семьи. Одежда «мизинских мадонн» приобрела черты сакральности, проявившиеся преимущественно в украшениях: в подвесках из ракушек, зубов оленей и лисиц, в диадемах, изготовленных из кости мамонта, в бусах, перстнях, браслетах, амулетах.
Эпоха неолита охарактеризовалась переходом от охоты к земледелию и скотоводству, т.е. к воспроизводимому хозяйству. Кардинально изменяется технология изготовления одежды, формируется культура нового типа – земледельческая. Ее сакральная сущность основывалась на культуре земли, и это сказывалась на новых направлениях и новых функциях одежды. Ее трансформация способствовала изобретению ткани и шитья. На первых парах одежда по форме и крою сохраняла традиции палеолита с дальнейшей заменой материалов. Из ткани изготовляют рукава, нагрудники, которые одевали отдельно, и лишь через некоторое время начали сшивать. В одежде человека неолита украшения играли значительную роль. Недаром неолит называют эпохой костяных украшений.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите известные Вам типы исторического костюма.
2. Какие существовали первые виды одежды в первобытном обществе?
3. Охарактеризуйте дополнения к одежде – аксессуары, прически, украшение тела.
Ответ на этот вопрос известен всем: конечно, в шкуры! Стоит произнести слова «первобытный человек», как в воображении возникает картинка то ли из учебника, то ли из популярной книжицы: здоровенный детина, торс которого небрежно обмотан шкурой. Есть и еще вариант: сексапильные красотки из фильма «Миллион лет до нашей эры», щеголяющие в бикини из шкур.
Как правило, этим наши знания о гардеробе первобытного человека ограничиваются. И не удивительно. Никакой одежды с тех далеких времен до нас все равно не дошло. Кто их знает, как они там одевались, в каменном-то веке?
Оказывается, ученым удалось это выяснить.
Недалеко от Владимира есть знаменитая стоянка первобытного человека эпохи верхнего палеолита. По названию речки, недалеко от которой она была найдена, стоянка называется Сунгирь. Она была обнаружена в 50-х годах прошлого века, ее возраст – более 50 тысяч лет. Там найдены два захоронения. В одном покоился мужчина лет 50-ти, в другом – мальчик и девочка 13-ти и 10-ти лет. Одежда этих людей, разумеется, не сохранилась. Однако до нас дошло огромное количество костяных бусин, подвесок, различных вещиц, которые учеными интерпретируются как заколки и застежки. По тому, в каком порядке они лежали на останках людей, у археологов получилось реконструировать одежду усопших.
Так вот, древние сунгирьцы были одеты почти точно так, как и по сей день одеваются народы крайнего севера. Это и неудивительно, эпоха оледенения, как-никак.
На всех троих была одежда, которая носит название «кухлянка» или «малица» (у разных северных народов по-разному) – глухая куртка с капюшоном. Такие куртки прекрасно защищают от мороза. Современные эвенки и чукчи, так же как и наши предки из Сунгиря, богато украшают свои кухлянки, в том числе, и нашивая на них бусины.
Кроме кухлянок в эпоху верхнего палеолита в моде были меховые штаны и обувь, которую можно интерпретировать, как ближайшего родственника мокасин. При этом обувка была так же богато украшена бусами.
На головах мужчин были то ли шапочки, то ли кожаные налобники, украшенные клыками животных. А вот девочке надели головной убор, который сейчас мы назвали бы капором или чепцом. Что-то вроде капюшона, так же отделанного бусами и подвесками. Такие меховые шапочки-чепцы до сих пор носят жители полярных областей.
Так что гардероб первобытного человека был не так уж беден. Больше того, мы и до сих пор используем разработки древних модельеров. Мокасины, куртки-аляски, капюшоны – кого сейчас этим удивишь? Единственное, радикально изменился способ изготовления и продажи одежды и обуви. Что и говорить, сегодня даже по интернету можно заказать качественную одежду и обувь. Некоторые сайты даже предлагают конструкторы одежды для пошива под заказ.
В начале эпохи мезолита, со сменой климата, общины первобытных людей начинали осваивать новые способы получения пищи, уже не ограничиваясь простым собирательством и охотой. При зарождении скотоводства и земледелия человек стал производить продукты питания самостоятельно. Это было становление древней цивилизации, историческая веха развития человечества. Тогда же появляется понятие одежды, которая стала способом защиты от холодного климата, различных насекомых, когтей хищников. Она могла смягчить удар противника и даже служила экраном от злых духов.
Раскраска тела вместо одежды
Одним из первых проявлений стремления древних людей к самовыражению стала раскраска тела и татуировка. Даже в те далекие времена люди уже умели готовить краски достаточно обширной палитры, используя уголь, охру, известь, марганец, добавляя жир, — создавать грим, который наносили на тело. Сам процесс раскраски, как правило, носил глубокий смысл — будь то нанесение боевого узора, наводящего на врага ужас, или ритуальный рисунок для обряда посвящения юноши во взрослого мужчину. В рисунках передавалась информация о том, откуда человек, из какого племени, каков его статус, его заслуги.
Элементы первобытной одежды
Головной убор появился позже, отображая социальный статус своего хозяина. Разнообразные головные уборы стали отличительной особенностью жрецов, шаманов, властителей.
Также к элементам одежды можно отнести и украшения, которые делались из клыков, костей, бивней, раковин, перьев, жемчуга, кораллов и прочих материалов. Эти вещи выполняли двойную функцию: были носителями информации о человеке и предохраняли тело владельца от воздействия внешней среды.
Украшения из бивня мамонта
Основным же материалом для производства одежды тех времен были шкуры животных. Вероятней всего, что первыми шить одежду из кусков шкур стали жители Севера. Основными видами носимой одежды были штаны, плащи и туники, которые могли украшаться камешками, ракушками. Для утепления и защиты ног шилась меховая обувь. Тонкие полоски кожи использовались как тесемки, иглы для сшивания кожи «нитками» из сухожилий делались из кости.
Первая ткань
Немного позже первобытные люди Ближнего Востока научились делать из шерсти ткань. В других регионах основой для одежды стали волокна растений — льна, луба, кактуса, хлопчатника. Из растений готовились и красители, применяемые для окраски одежды, при выделке шкур.
Развитие одежды
Первые плащи из шкур в дальнейшем развились в разные типы одежды, носимой на плечах, — пончо, туники, рубахи, тоги, бурки. Набедренные повязки превратились в юбки, штаны. Простые куски кожи на ногах стали базой для развития таких видов обуви, как мокасины, чуни. Обувь также делали из дерева, коры. Эволюция одежды происходила постоянно и неуклонно, она все больше соответствовала особым нуждам каждого народа, подстраивалась под климатические особенности разных регионов, становилась разнообразней и сложнее в технологическом отношении.
Что люди знают о первобытном человеке? На самом деле — совершенно немного. Известно, что жил в пещерах, охотился на мамонтов, в качестве оружия использовал дубинку, а одевался в шкуры убитых зверей.
Имея даже такие обрывочные знания о первых людях, можно сделать отличный костюм первобытного человека своими руками. Ребенку в садик, на праздник, на представление в школе или выступление в театре — наряд подойдет к любому тематическому мероприятию.
Части костюма
Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.
Одежда у была незамысловатая — рваные шкуры с неровными краями, грубо сметанные кусками кожи или жилами или подпоясанные кожаной ниткой. Они заменяли и пижаму, и «деловой наряд», и вечерний костюм. На очень холодное время года могла быть припасена еще одна шкура, которую использовали в качестве плаща или накидки.
Украшения были одинаковы для всех — кости животных, которые привязывали к волосам или нанизывали на нитку, как бусы. Косточками могли украсить пояс.
В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.
Самый главный атрибут — дубинка. И у женщин, и у мужчин она была. Разница заключалась только в размере оружия — мужчинам, как более сильным представителям племени, полагалась дубина больше, чем женская. Следовательно, костюм первобытного человека для мальчика и для девочки делается одинаково, только дубинка будет разного размера.
Волосы — заключительная часть наряда. Мыло и шампунь еще не были известны нашим предкам, соответственно, прическа на голове была отдаленно похожа на аккуратную современную укладку. Для создания полноценного образа необходим будет парик.
Итак, костюм будет состоять из:
- основной одежды;
- накидки;
- пояса и украшений;
- дубинки;
- парика;
- повязок.
Основная одежда
Одевались наши предки в шкуры пойманных животных. Следовательно, расцветка должна соответствовать и быть похожей на натуральную кожу или мех. Для этой цели хорошо подойдет ткань любого качества. Цвет коричневый, леопардовый или тигровый. Не стоит делать выбор в пользу блестящих тканей, они не очень уместны для данной цели. А вот фетр, велюр, искусственная замша — самое то.
Модели могут быть разными. Наиболее простой вариант — обмотка с узлом на одном плече.
Для работы потребуется около 1,5 ткани.
Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.
Там, где ткань на сгибе осталась соединенной, будет плечо. Ту сторону, которая стала короткой, необходимо сшить при помощи классические нитки с иглой. А можно соригинальничать, соединив части наряда при помощи грубых стежков. Для второго варианта нужно маникюрными ножницам проделать отверстия в ткани с двух сторон, а затем ниткой для вязания подходящего цвета или тонким шнурком связать половинки между собой. Можно сделать это крест-накрест — как шнуровку у кроссовок, а можно — продевать в каждое отверстие. Какой способ выбрать — зависит только от фантазии мастера.
Простой вариант
Второй вариант — самый простой. В отрезе ткани, сложенном пополам, со стороны сгиба посередине прорезается отверстие для головы. Сшивать ничего не нужно: одежда подпоясывается — и все. Костюм первобытного человека для мальчика своими руками можно считать почти готовым!
Ну и вариант для летних пещерных людей — набедренная повязка. Кусок ткани разрезается на полоски разной ширины. Основная полоска, равная обхвату бедер, выступает в роли основы, на нее навешиваются остальные лоскуты.
Накидка
Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.
Для накидки можно проделать в верхней части ткани отверстия, продеть в них шнур и при помощи шнура завязывать ее на шее. Более легкий вариант — завязывать два конца накидки узлом и накидывать на голову.
Пояс и украшения
Костюм первобытного человека украшается природными материалами — костями и повязками.
Чтобы сделать повязки на руки и ноги, необходимо вырезать 4 полоски ткани, 2 из которых равны обхвату предплечья выше локтя, а 2 другие — обхвату ноги ниже колена.
На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.
Костюм первобытного человека украшается костями. Сделать их можно легко самостоятельно из полимерной глины. Также подобная фурнитура продается в магазинах для рукоделия — бусины в виде костей, зубов легко нанизывать на нитку и удобно использовать.
Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.
Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.
Парик
Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.
Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.
Первым человеком, кто стал носить одежду, по данным историков, является охотник в ледниковый период. Как известно, этот период отличался холодным климатом на планете, что делало существование первобытного человека особенно некомфортным. Одежда несла в себе функцию защиты от холода, ветра и осадков. Она изготавливалась из шкур различных животных, была грубая, бесформенная, но выполняла главную функцию – сделала возможным жить в условиях севера. Шкуры проходили несколько стадий обработки, а именно: выскабливание, сушка, размягчение и изготовление полотен нужной длины и ширины.
Первый этап состоял из того, что шкуру животного закрепляли кольями к земле и начисто выскабливали. После того, как шкура была чисто выскоблена, ее туго натягивали на камни, деревья – все то, что могло помочь избежать стягивания, ссыхания шкуры на этапе сушки. Высохшую шкуру необходимо было размягчить, ее отбивали камнями, деревянными палками, растягивали вручную. А готовую шкуру разрезали с помощью остроконечного камня на отдельные куски, которые в свою очередь прокалывали специальным камнем (прототип современного шила) и делали дырки. Сшивались между собой большие шкуры тонкими полосками кожи, чуть позже появился прототип современным ниткам – конский волос, прочный и более пластичный, чем тонкая кожаная полоска.
Чуть позже была изобретена каменная игла, также их изготавливали из костей и рогов. Это позволило сшивать шкуры зверей более аккуратно, одежда начала принимать более чёткие очертания — штаны, туники. Также из шкур шили сумки и обувь, привязывавшуюся к ноге кожаными полосками.
Именно здесь наряду с необходимостью защищать свое тело от холода, первобытный человек начал заботиться об эстетике внешнего вида. Появилось стремление украсить одежду. Первые украшения были из камешков, ракушек, глиняных фигурок.
Когда наряду с охотой появилось земледелие, первобытный человек заметил, что некоторые растения, точнее их части, при намокании дают цвет. Так, например, кора деревьев, скорлупа орехов — красный цвет, а листья индигоферы — синий, листья лавсонии — от жёлтого до коричневаого. Одежду начали окрашивать.
Вместе с окрашиванием одежды люди научились изготавливать ткани из волокон растений (льна, луба), а также получать пряжу из шерсти животных. Эти ткани также окрашивались, и из них шились некие подобия туник и штанов.
Судя по наскальным росписям, и мужчины и женщины носили украшения. Это были бусы из камешков, семян, ожерелья из ракушек, перья, кости рыб и животных, рога, зубы и бивни. Нити для бус делали из тонких полосок натуральной кожи , а позднее — из волокон растений.
Прическам тоже уделялось внимание. Их заплетали в некое подобие кос и украшали деревянными гребнями и булавками из костей и камешков, так же для украшения волос использовали ракушки и зубы.
Таким образом, в зависимости от условий существования в холодном климате ледникового периода и наличия подручных средств, первобытный человек стал законодателем моды на одежду из меха, украшенную камешками, ракушками и рыбными косточками, а также меховую обувь, закрепленную с помощью кожаных шнурков на ноге.