Маленький ребенок не хочет двигаться. Ребенок не хочет начинать ходить: зачем заставлять? Хочешь поползти? Спроси меня как

Некоторые малыши пропускают один из этапов развития — ползание. Они сразу встают и идут. Эксперты объясняют, насколько важен этот период и можно ли его пропустить.

«А у нас Сереженька даже не ползал толком, а сразу встал и пошел!» — с гордостью делится успехами сына мама на детской площадке. А ведь действительно, не каждый ребенок своевременно проходит все этапы развития на первом году жизни, есть дети, которые отказываются ползать в положенное время (примерно в 8 месяцев), а сразу учатся делать первые шаги.

Детский невролог Елена Борисовна Новикова и детский реабилитолог Олег Леонкин рассказали «Летидору», можно ли пропустить этот этап и не вредно ли это для развития ребенка.

Комментирует Елена Борисовна Новикова, детский невролог клиники «Альфа-Центр Здоровья», кандидат медицинских наук

Елена Борисовна Новикова

Новорожденный ребенок не умеет держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и вообще много чего не умеет. Так устроено природой, что все эти навыки формируются постепенно, и каждый этап двигательного развития вытекает из предыдущего.

Наш мозг продолжает формироваться после рождения, вместе с ним формируется и костный скелет, и мышечная система.

Поэтому для каждого этапа двигательного развития необходимо сочетание готовности не только головного мозга, но также костной и мышечной системы.

Ползание — это этап двигательного развития, который обычно следует за этапом уверенного сидения ребенка.

Часто родители задают вопрос: «Если ребенок не ползает, а до этого развивался двигательно хорошо, нужно ли беспокоиться?» Отчасти должна успокоить родителей: не все дети обязательно проходят этот этап, некоторые сразу встают и не испытывают в нем потребности. Когда ребенок ползает, он тем самым расширяет свое познавательное пространство. Поэтому стремление к этому отчасти зависит от темперамента ребенка и его любознательности.

Если малыш ограничен в пространстве (постоянно находится в манеже, кроватке), то и ползание не возникает.

Но это не означает, что ребенок не будет в дальнейшем стоять и ходить. Хочу подчеркнуть, что в каждом конкретном случае ответы на все ваши вопросы вы получите на приеме у врача, поскольку общих рекомендаций быть не должно.

Каждый человек, в том числе и маленький, индивидуален. Поэтому заочно врачи не дают советы. А сроки появления двигательных навыков у детей — понятие строго индивидуальное.

То, что ребенок вашей подруги «уже сидит» или «уже ходит», а ваш еще нет, совсем не означает, что ваш ребенок отстает в развитии. То же самое с ползанием.

Вы можете предоставить ребенку условия — это чистое пространство без острых и опасных предметов, интересные игрушки, до которых ему захочется дотянуться.

Но если ребенок не захочет ползать, но при этом невролог при осмотре не отметит никаких отклонений со стороны нервной системы, то это совсем не означает, что дальнейшее двигательное развитие ребенка будет нарушено.

Растите, учитесь двигаться, а все сомнения лучше развеять на приеме у доктора!

Комментирует Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, отец пятерых детей, блогер

Олег Леонкин

Большинство специалистов сходятся во мнении, что этап ползания очень важный, и пропускать его нельзя. Я считаю, что они правы и неправы одновременно.

Речь в большей степени идет о качестве освоения этого навыка. Помните, как школе: учились там все, а уровень знаний был разный. Вот и на развитие ребенка влияет именно качество освоения этого навыка. Надо отметить, что успешными становятся и те люди, которые ползали, и те, которые этот этап пропустили вообще.

Но ползание полезно как минимум по четырем причинам.

1. Для развития моторики. Когда малыш ползет, он учится выносить ногу от бедра, действует по принципу «правая рука — левая нога», его позвоночник отрабатывает ротационные (круговые — прим. ред.) движения. Эти навыки помогают ребенку быстрее освоить именно ходьбу.

То есть навык хождения приобретается через этап ползания.

Хотя как раз для развития моторики пропустить ползание менее всего критично — ребенок всего лишь чуть дольше учится ходить, его чуть дольше водят за руки.

В дальнейшем практически невозможно определить, ползал ребенок или сразу пошел.

2. Для эмоционального развития. Ползание дает ребенку возможность самостоятельно добраться до заинтересовавшего его предмета и изучить его.

Представьте, что ребенок сразу пошел, он быстрее ползающего младенца добрался до нужного предмета, но поднять его он может, только плюхнувшись на попу, при этом встать самостоятельно ему еще трудно, и он зависим от помощи взрослых.

А вот ползающий малыш в такой помощи не нуждается, он добрался до игрушки, взял ее и, заметьте, сделал это САМ!

И это самая главная мотивация для развития в будущем.

3. Для обучения в школе. У ребенка, который прошел этап ползания, иначе развиваются зрительные способности в пространстве. Малыш ползет — и вынужден при этом не только смотреть вперед, но и следить за пространством на полу, чтобы переставить ноги и руки.

Если провести одну линию от его глаз к руке, а другую от глаз к предмету, то становится очевидно, что угол обзора у ребенка составляет 90 градусов. Именно это позволяет ему при ходьбе в дальнейшем видеть, куда он поставит ногу.

Но и это не все: сидя за школьной партой, ученик способен видеть одновременно и доску, и тетрадь на парте.

То есть еще на этапе, когда ребенок постепенно учится ходить, у него формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную.

4. Для психического развития. Когда ребенок ползает, он не просто видит цель перед собой, к которой стремится, но и запоминает пространство.

Например, он знает, что находится за дверью или за углом, и помнит, к чему привело его вчерашнее любопытство: недавно он влез в этот шкаф, и мама сразу прибежала к нему, значит, можно снова отправиться туда — и она снова придет. У ребенка формируется умозрительная опора, он представляет образ того, что хочет, и идет туда.

Замечу, что этап ползания очень важен, отменять его сознательно родителям нельзя. Да и сам ребенок чувствует, как ему это нужно. Природа все придумала за нас.

Кстати, есть дети, которые сначала пошли, а уже потом освоили навык ползания, значит, у них в этом все равно была потребность.

Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Когда ребёнок не хочет двигаться или 12 способов увлечь ребёнка заниматься спортом

Не секрет, что современные дети предпочитают проводить всё свободное время за компьютером, планшетом, игровой приставкой, игнорируя подвижные игры и занятия спортом. Но для того, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, физически активным и успешным необходимо прививать ему любовь к физической культуре и спорту с раннего детства.

Регулярная и посильная физическая активность, начиная с раннего детского возраста, закладывает устойчивую привычку заниматься спортом на всю жизнь.

1. Выходим за пределы игровой площадки не всем детям нравятся или подходят по состоянию здоровья командные виды спорта, поэтому их можно легко заменить на спортивные, бальные или народные танцы, плавание, боевые искусства. Дайте ребёнку время выбрать то, что ему понравится.

2. Нужно заниматься вместе Больше времени проводите совместно с детьми. Для поощрения спортивных успехов полезны семейной поездки на велосипедах, пешие прогулки в лесу или в парке, лыжные эстафеты. На даче можно вместе поиграть в лапту, салки, бадминтон, настольный теннис, устроить соревнования по плаванию.

3. Телевизионное вето Медики отводят детям не более полутора часов в день для просмотра телевизора, поэтому родителям необходимо строго дозировать время, которое ребёнок тратит на компьютерные игры и общение в социальных сетях. В детской комнате запрещено устанавливать телевизор, компьютерную технику, так как это негативно сказывается на детском здоровье.

4. Спортивные родители — лучший пример для ребёнка Поведение родителей — важная ролевая модель для детей, поэтому необходимо целенаправленно формировать у ребёнка положительную мотивацию к занятиям спортом на собственном примере. Меньше лежите на диване – больше гуляйте всей семьёй, замените поездки на лифте пешими перемещениями по лестнице, а главное — сами регулярно и с большим удовольствием занимайтесь каким-либо видом спорта или просто физическими упражнениями.

5. Используйте пряник, а не кнут Дети, страдающие излишним весом малоподвижны, так как они стесняются проявлять свою физическую активность на людях, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Они панически боятся трудностей и неудач. Таким ребятам особенно остро нужна поддержка и одобрение со стороны родителей. Шуточки, негативные комментарии, злость или раздражение по поводу их слабых результатов в спорте могут привести к психологической травме, негативному отношению к физическим упражнениям, полному отказу от дальнейших спортивных занятий. Поэтому очень важно постоянно хвалить ребёнка за каждый малейший успех, подбадривать его, говорить о том, что Вы вместе, что Вы верите в его силы и успех, что в следующий раз его результаты будут намного лучше.

6. Один хорошо, а с другом лучше Спортивные занятия станут интереснее и веселее, если пригласить друзей покататься на роликах, погонять на велосипедах, сходить в бассейн, отправиться на лыжную прогулку. Одному скучно кататься на качелях, скользить по горке, лазать на снарядах, играть на спортивной площадке, конечно, лучше это делать вместе с товарищами. Не стоит отказывать, если Ваш ребёнок просит записать его в одну секцию с другом, даже, если Ваши планы на его спортивную карьеру были другими.

7. Спорт как поощрение Сильное принуждение к физическим упражнениям со стороны родителей может вызвать у ребёнка негодование, сопротивление, протест. Мы этого не хотим, так как здоровый образ жизни должен быть не наказанием, а осознанной необходимостью. Ребёнок должен воспринимать физическую активность как награду, как поощрение. Например, пробежка в парке – это отдых после выполнения домашней работы.

8. Необходим план тренировок Регулярные занятия спортом должны занять прочное место в распорядке дня Вашего ребёнка. Они так же необходимы, как уроки в школе, домашние обязанности, посещение кружка, походы по магазинам, общение с друзьями. Так проще привить детям навыки здорового образа жизни. Обязательно продумайте и запланируйте активный семейный досуг в выходные.

9. Займите твёрдую позицию В первую очередь родители должны убеждать ребёнка в том, что систематическая физическая активность и занятия спортом полезны для здоровья, умственного развития, дальнейшей успешной жизни человека. Поэтому необходимо твёрдо отстаивать свою позицию, используя понятную ребёнку аргументацию.

10. Быть спортивным – это круто! Многие подростки стремятся походить на своих кумиров, быть крутыми, соответствовать моде, поэтому они часто выбирают современные (часто небезопасные виды спорта) – восточные единоборства, паркур, катание на скейтбордах и др.

11. Пусть ребёнок выберет сам Спортивные занятия «из-под палки» быстро разочаруют Вашего ребёнка. Лучше дайте ему возможность принять самостоятельное решение о том, чем он хочет заниматься в свободное от школы время, в выходные и на каникулах. Такая свобода выбора даст ребёнку ощущение самостоятельности, контроля над ситуацией, повысит положительную мотивацию и ответственность за принятое решение.

12. Движение – радость Уставшие от уроков школьники охотно поиграют во дворе в подвижные игры, найдут себе весёлые спортивные занятия по интересам.

И старше проходит индивидуально. Есть общие нормы, на которые стоит опираться. Но все же детки разные. Бывают особо ленивые, которые не хотят двигаться. Как быть в такой ситуации?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ

Инна, мама 5-месячной девочки, поделилась, что ее дочь никак не хочет переворачиваться. Она делает ей массажи, развивает, но все безрезультатно. Малышка уже хочет садиться, подтягивается на ручках и даже пытается становиться на ножки, а вот с переворотами у нее сложно.

Что делать в такой ситуации?

Ребенок до года осваивает свое тело, начиная с головы и заканчивая ногами. Сначала идет голова, потом шея, плечи и руки, спина и ножки. Важно соблюдать эту последовательность. Когда малыш лежит на животе, сгибайте его ручки в локтях и кладите ладонями вниз поближе к телу. Так кроха учится поднимать голову с упором на руки, то есть осваивает плечи и руки. Параллельно с этим ребенок обучается еще одному движению — скручиванию. Именно оно отвечает за перевороты с животика на спину.

Специалист по физическому развитию Екатерина Лещинская советует делать несколько упражнений, которые помогут .

  • Положите ребенка на живот с упором на предплечья, возьмите один локоть и подтолкните его под грудь малыша и немного вверх. Когда малыша удалось уложить на бок, возьмите его за бедро и «докрутите» до положения на спине. Затем выполните обратный поворот на животик. Легко поверните левое бедро, перекиньте левую ножку через правую и одновременно подталкивайте к повороту плечевой пояс.
  • Положите ребенка на спинку на своих коленках. Одной рукой медленно водите перед ним игрушкой справа налево, описывая полукруг. Малыш будет тянуться за игрушкой и поворачивать плечи и ручки.
  • Уложите кроху на ровную поверхность на спинку. Поворачивайте его берда то в праву сторону, то в левую. Немного поупражнявшись, перейдите к более сложному варианту. Поверните бедро, затем скрутите и переложите малыша на животик с упором на руки. Потом переворачивайте на спинку — и так несколько раз. Затем в обратную сторону.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПОЛЗАТЬ

Что делать в такой ситуации?

  • Прежде чем , научите его стоять на четвереньках. Понаблюдайте за малышом. Когда он лежит на животике, он должен упираться на предплечья и стараться выпрямить руки. Если у него с этим трудности, попробуйте развивающие упражнения для ручек.
  • Когда с руками задача выполнена, перейдите к ножкам. Сгибайте ноги ребенка по-лягушачьи. Не ждите, что малыш сразу поползет. Он может немного запутаться, так как чтобы поползти, ему нужно отталкивать ножки назад. Это получится не сразу. Поэтому для начала нужно зафиксировать само стояние на четвереньках. Когда кроха научится этому, можно перейти и к ползанью.
  • Если проблема с ножками — ребенок не хочет класть их в позу лягушки и отводит назад — попробуйте следующее упражнение. Согните ножки по-лягушачьи, а ручки малыша обоприте на себя так, чтобы малыш стоял почти вертикально. Пусть кроха освоится с этой позой и научится держать равновесие в таком положении.

Когда ребёнок не хочет двигаться или 12 способов увлечь ребёнка заниматься спортом

Не секрет, что современные дети предпочитают проводить всё свободное время за компьютером, планшетом, игровой приставкой, игнорируя подвижные игры и занятия спортом. Но для того, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, физически активным и успешным необходимо прививать ему любовь к физической культуре и спорту с раннего детства.

Регулярная и посильная физическая активность, начиная с раннего детского возраста, закладывает устойчивую привычку заниматься спортом на всю жизнь.

1. Выходим за пределы игровой площадки не всем детям нравятся или подходят по состоянию здоровья командные виды спорта, поэтому их можно легко заменить на спортивные, бальные или народные танцы, плавание, боевые искусства. Дайте ребёнку время выбрать то, что ему понравится.

2. Нужно заниматься вместе Больше времени проводите совместно с детьми. Для поощрения спортивных успехов полезны семейной поездки на велосипедах, пешие прогулки в лесу или в парке, лыжные эстафеты. На даче можно вместе поиграть в лапту, салки, бадминтон, настольный теннис, устроить соревнования по плаванию.

3. Телевизионное вето Медики отводят детям не более полутора часов в день для просмотра телевизора, поэтому родителям необходимо строго дозировать время, которое ребёнок тратит на компьютерные игры и общение в социальных сетях. В детской комнате запрещено устанавливать телевизор, компьютерную технику, так как это негативно сказывается на детском здоровье.

4. Спортивные родители — лучший пример для ребёнка Поведение родителей — важная ролевая модель для детей, поэтому необходимо целенаправленно формировать у ребёнка положительную мотивацию к занятиям спортом на собственном примере. Меньше лежите на диване – больше гуляйте всей семьёй, замените поездки на лифте пешими перемещениями по лестнице, а главное — сами регулярно и с большим удовольствием занимайтесь каким-либо видом спорта или просто физическими упражнениями.

5. Используйте пряник, а не кнут Дети, страдающие излишним весом малоподвижны, так как они стесняются проявлять свою физическую активность на людях, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Они панически боятся трудностей и неудач. Таким ребятам особенно остро нужна поддержка и одобрение со стороны родителей. Шуточки, негативные комментарии, злость или раздражение по поводу их слабых результатов в спорте могут привести к психологической травме, негативному отношению к физическим упражнениям, полному отказу от дальнейших спортивных занятий. Поэтому очень важно постоянно хвалить ребёнка за каждый малейший успех, подбадривать его, говорить о том, что Вы вместе, что Вы верите в его силы и успех, что в следующий раз его результаты будут намного лучше.

6. Один хорошо, а с другом лучше Спортивные занятия станут интереснее и веселее, если пригласить друзей покататься на роликах, погонять на велосипедах, сходить в бассейн, отправиться на лыжную прогулку. Одному скучно кататься на качелях, скользить по горке, лазать на снарядах, играть на спортивной площадке, конечно, лучше это делать вместе с товарищами. Не стоит отказывать, если Ваш ребёнок просит записать его в одну секцию с другом, даже, если Ваши планы на его спортивную карьеру были другими.

7. Спорт как поощрение Сильное принуждение к физическим упражнениям со стороны родителей может вызвать у ребёнка негодование, сопротивление, протест. Мы этого не хотим, так как здоровый образ жизни должен быть не наказанием, а осознанной необходимостью. Ребёнок должен воспринимать физическую активность как награду, как поощрение. Например, пробежка в парке – это отдых после выполнения домашней работы.

8. Необходим план тренировок Регулярные занятия спортом должны занять прочное место в распорядке дня Вашего ребёнка. Они так же необходимы, как уроки в школе, домашние обязанности, посещение кружка, походы по магазинам, общение с друзьями. Так проще привить детям навыки здорового образа жизни. Обязательно продумайте и запланируйте активный семейный досуг в выходные.

9. Займите твёрдую позицию В первую очередь родители должны убеждать ребёнка в том, что систематическая физическая активность и занятия спортом полезны для здоровья, умственного развития, дальнейшей успешной жизни человека. Поэтому необходимо твёрдо отстаивать свою позицию, используя понятную ребёнку аргументацию.

10. Быть спортивным – это круто! Многие подростки стремятся походить на своих кумиров, быть крутыми, соответствовать моде, поэтому они часто выбирают современные (часто небезопасные виды спорта) – восточные единоборства, паркур, катание на скейтбордах и др.

11. Пусть ребёнок выберет сам Спортивные занятия «из-под палки» быстро разочаруют Вашего ребёнка. Лучше дайте ему возможность принять самостоятельное решение о том, чем он хочет заниматься в свободное от школы время, в выходные и на каникулах. Такая свобода выбора даст ребёнку ощущение самостоятельности, контроля над ситуацией, повысит положительную мотивацию и ответственность за принятое решение.

12. Движение – радость Уставшие от уроков школьники охотно поиграют во дворе в подвижные игры, найдут себе весёлые спортивные занятия по интересам.

Первые шаги малыша – очень важный этап не только для самого ребенка, но и для его родителей. Мама и папа зачастую так ждут этого, что готовы ускорить его наступление или впадают в панику, если оно долго не начинается. Анатолий Васильевич Черняев, травматолог-ортопед, вертебролог сети медицинских клиник «Семейная» рассказывает читателям Летидора, почему не надо торопиться.

Рано или поздно

Самое главное, что должны запомнить все родители – точного единого срока, когда ребенок должен пойти, не существует. Каждый малыш делает это индивидуально. В среднем дети начинают ходить в год, однако приблизительной нормой считается промежуток от 9 месяцев до 1,5 лет.

На то, как быстро пойдет ребенок, могут повлиять несколько факторов. Во-первых, его телосложение. Более крупные детки, как правило, делают первые шаги позже, чем худенькие. Многое зависит и от темперамента малыша. Есть дети спокойные, менее любознательные, им комфортно развиваться в более спокойном темпе, чем активным и очень подвижным.

Если ребенок не торопится ходить, родителям можно узнать, во сколько они сами сделали первые шаги. Если это произошло не очень рано, то ваш малыш, возможно, унаследовал это генетически.

Если малыш не пошел и в 18 месяцев, этого можно не пугаться. Когда ребенок физически здоров, ортопед и невролог не видят в нем никаких патологий, при этом он весел и активен, то нет повода переживать. Постепенно его двигательная активность придет в норму, и он пойдет.

К слову, если малыш пошел слишком рано, до 9 месяцев, особо радоваться тоже не нужно. Его позвоночник и мышцы ног еще не окрепли, и ходьба может стать слишком большой нагрузкой на них. Это может привести к проблемам с костно-мышечной системой в будущем (искривлению позвоночника и стоп, плоскостопию). То же самое может произойти, если родители начнут самостоятельно раньше времени активно ставить ребенка на ноги.

Когда ваш ребенок делает первые шаги, важно быть внимательнее к нему – некоторые признаки требуют обращения к ортопеду:

  • если ребенок опирается не на всю стопу, а на носочки. Это означает, что его мышечный тонус нарушен, что может повлечь за собой проблемы с осанкой и походкой;
  • если ноги малыша выгнуты буквой «О». Такой признак может проявиться из-за нехватки витамина D (от этого кости становятся менее крепкими), слабых мышц или недоразвитых связок;
  • если его ноги сильно повернуты носками внутрь или же наоборот разведены наружу;
  • если стопы заваливаются вовнутрь, а колени сомкнуты. Причиной такого искривления (вальгусного) могут стать рахит, лишний вес, различные травмы.

Все эти признаки требуют наблюдения у врача и лечения – от специальной гимнастики до массажа и ношения ортопедической обуви.

Хождение – естественный процесс, и все дети рано или поздно осваивают его самостоятельно. Но многим родителям не терпится его ускорить, и они покупают различные предметы, способствующие этому, такие как ходунки и прыгунки. Как показывает практика, в этих предметах больше вреда, чем пользы.

Так, ни в ходунках, ни в прыгунках ребенок практически не прикладывает усилий для самостоятельной ходьбы, что лишь замедляет его развитие. К тому же, в них положение его тела и ног отличается от естественного, что может привести к неправильному формированию стопы и искривлению позвоночника. При раннем использовании этих предметов малыш не учится ползать – а ведь это важный период для формирования и укрепления костно-мышечного аппарата, развития мышц не только ног, но и рук.

Если вы все-таки хотите приобрести ходунки или прыгунки, делать это можно не раньше, чем с 7-8 месяцев, когда мышцы ребенка достаточно окрепли, а лучше тогда, когда малыш уже сам начал ходить. Используйте их как дополнительную возможность подвигаться и как веселое развлечение.

На самом деле и без ходунков и прыгунков можно помочь малышу в развитии мышц ножек и скорейшем обучении ходьбе. Для этого достаточно делать массаж и лечебную гимнастику с акцентом на ноги, а также лучше организовать пространство для ходьбы. Так, сидящий в манеже ребенок пойдет гораздо позже, чем тот, который может двигаться по всей комнате. Расположите в ней устойчивые предметы, на которые будет удобно опираться в процессе ходьбы, а также разложите любимые игрушки ребенка, чтобы у малыша была цель для передвижения. Со временем увеличивайте расстояние от одной до другой игрушки.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог топ-планировщика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: