Конспект нод познавательное развитие. НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возрастаТема: «Малыши в мире природы

Татьяна Марченко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»

Тема: » Прозрачный невидимка»

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе.

Задачи :

Образовательные :

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить обобщать, анализировать, делать выводы, самостоятельно проводит простые исследования.

Учить воспринимать и удерживать инструкцию, при выполнении исследовательской задачи.

Учить действовать по образцу, заданному взрослым.

Развивающие :

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать чувство гордости при открытии новых знаний.

Словарная работа : Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, полый.

Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, игра малой подвижности, опыт, эксперимент, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Гипотезы :

Воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха не возможна жизнь.

Предшествующая работа :

Наблюдения за ветром;

Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

Изготовление вееров.

Планируемый результат :

Воздух невидим, он прозрачен, он есть внутри пустых предметов, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.

Оборудование :

Полиэтиленовые пакетики (по количеству детей);

Чашки с водой, трубочки (по количеству детей);

Нетонущие (полые) предметы, для сравнения тонущие, тяжёлые.

— «Чудесный мешочек», предметы к нему (тонущие и не тонущие)

Игрушка «Буратино»

Полоски из бумажных салфеток

Веера (по количеству детей);

Апельсин,

Воздушные шары (по количеству детей);

Мыльные пузыри

Психогимнаст ика : «Корабль и ветер»

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и согреем друг друга своими улыбками. Представьте себе, что все мы сейчас плывём на большом красивом корабле, под белыми парусами. Он плывет по волнам, но вдруг, ветер стих, паруса повисли и корабль остановился! Давайте поможем нашему кораблю снова плыть вперёд, и позовём на помощь ветер! Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь с шумом выдохните воздух через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер снова надует паруса, и наш корабль поплывет по морским просторам! Давайте повторим ещё раз, я хочу услышать, как шумит ветер!

Воспитатель : присаживайтесь пожалуйста, давайте мы с вами побеседуем. Для того, чтобы узнать о чём мы сейчас с вами поговорим, внимательно послушайте и отгадайте загадку: — «Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда,

Он без запаха, без цвета,

Угадайте, что же это?

Дети : Воздух!

(раздается стук в дверь)

Буратино (появившись из-за дверей): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе, если тебе интересно, присоединяйся к нам. Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Что это)

Дети — (Нос). А для чего в носу дырочки? (ответы детей) Через дырочки в нос воздух поступает, в трубочки — трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.

Буратино : Воздух, воздух? Лично я никогда не видел воздух? Значит, его и нет! А вы, ребята, его видели?

Дети : Нет, не видели!

Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети : Невидимый, прозрачный!

Буратино : Ну, вот, сами говорите — невидимый! Значит его и нет вовсе! Все равно не верю! Вот докажите, что этот самый, воздух, есть!

Воспитатель : Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас нас. Раз мы его не видим, значит, он какой?

Буратино : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие исследователи. Для этого мы устроили лабораторию. Но перед этим нам надо немного отдохнуть и набраться сил, давайте встанем прямо, и немного поиграем:

Игра «Надувала кошка ш ар»

Цель : снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Описание игры : дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:

Надувала кошка шар

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапой -хлоп!

А у кошки шарик — лоп!

(На слова: «надувала кошка шар. » дети выпрямляют туловище, надувают щёки. На сигнал «лоп» — «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.)

Воспитатель : А теперь займёмся опытами. (подходят к лаборатории)

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте поймать его руками!

Получается? (Дети: Нет). Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1 «Поймать воздух» (С полиэтиленовым пакетом)

Воспитатель : Дети, возьмите каждый в руки по пакету. В нём что-то есть?

Дети : Нет, он пуст.

Воспитатель :. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился воздухом, он похож на воздушный шар. Воздух занял всё место в нём. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воспитатель : Смотри, Буратино! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И у нас это получилось! Мы поймали его в мешочек, а потом выпустили его.

Буратино : Ой, точно! Летом на море я видел, как люди запирают воздух! Это, кажется, был надувной круг!

Воспитатель : Конечно, Буратино! Ведь воздух легче воды! И если внутри круга воздух, то он, конечно же, не тонет, а плавает!

Буратино: Значит, если внутри предмета воздух, он будет плавать? Ребята, я принёс собой вот такой чудесный мешочек, а в нём разные предметы, помогите мне разобраться, какие будут плавать, а какие нет?

Дидактическая игра «Тонет — не тон

(Дети поочерёдно достают из «чудесного мешочка» предметы, называют их и высказывают своё предположение будут они плавать или нет, и почему они так думают, проверяют своё предположение на практике, опустив предмет в таз с водой)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли Буратино узнать, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но надо помнить, если во внутрь такого предмета попадёт вода и вытолкнет воздух, то он может утонуть.

Буратино : Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в ёмкость с вод

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель : Ребята, а давайте немного отдохнём, и поиграем.

Игра «Воздушные шари

Цель : Снять. напряжение, успокоить детей.

Описание игры: Играющие стоят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». (Повторить 2-3 раза

Воспитатель : Все люди дышат через нос. Буратино, послушай, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : Чтобы его увидеть мы проведём опыт с салфеткой

Опыт 3. С салфетк

Воспитатель : А с салфеткой видно?

Дети : Да.

Воспитатель : Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт 4. С веер

Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте. А как же получается, что когда мама печёт пирожки на кухне, то мы чувствуем запах в комнате? Оказывается, воздух движется и несёт эти запахи к нашему носу.

Опыт 5. С апельсин

Буратино : Я очень люблю пирожки, особенно с яблоками, они так вкусно пахнут!

Воспитатель : Хорошо, ребята попозже обязательно угостят тебя пирожками, а сейчас давай вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.

Буратино :

Я сегодня очень много узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух есть внутри пустых предметов;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха!

И даже внутри людей есть воздух (мы пускали пузыри в воду)

Воспитатель : Буратино, тебе у нас понравилось, тебе было у нас интересно?

Буратино : Спасибо, ребята, мне было так интересно, что я хочу вам подарить что-нибудь на память. Только не знаю что. Может мой чудесный мешочек поможет? Надо произнести волшебные слова, кот Базилио и лиса Алиса научили меня таким словам. Сейчас попробую (колдует: Крэкс, Фэкс, Пэкс). Ничего не получилось! Ребята, давайте вместе попробуем. (вместе с детьми произносит заклинание 2раза). Заглядывает в мешочек «-Ура, получилось! Вот что значит вместе дружно постарались!» (раздаёт детям воздушные шарики). Ну всё ребята, мне пора возвращаться к папе Карло. Пойду расскажу ему и своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель : Ребята, а Буратино нам оставил одну интересную игру, посмотрите, что это у меня? (Мыльные пузыри). Но мы поиграем с ними попозже, когда пойдём на улицу- дышать свежим воздухом. А сейчас нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Санкт- Петербург 2015 ГОД

Цель:

  1. Развивать интерес и любовь к родной природе.
  2. Закреплять знания детей о диких животных и растениях Родного края.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа,
  2. Формировать навыки прямого и обратного счёта.
  3. Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре.
  4. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
  5. Продолжать учить называть и различать геометрические фигуры.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес;
  2. Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
  3. Развивать самостоятельность;
  4. Формировать навыки самостоятельной работы;
  5. Делать умозаключения и выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям;
  2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром) »
  2. «Социально-коммуникативное развитие»
  3. «Речевое развитие»
  4. «Художественно-эстетическое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  3. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  4. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  5. Современные педагогические технологии
  6. Информационно-коммуникативные технологии

Методические приемы:

  1. Вопросы,
  2. Проблемная ситуация,
  3. Упражнения,
  4. Игры,
  5. Задания,
  6. Загадки,
  7. Рассматривание слайдов.

Оборудование:

  1. Слайды диких животных и растений;
  2. Схемы геометрических фигур;
  3. Раздаточный материал,
  4. Картинка медведицы (разрезная) ,
  5. Воздушный шарик с письмом,
  6. Знаки символы: «Правила поведения в лесу» ,
  7. Бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка по 3 шт.,
  8. Ножницы.
  9. Две полоски: 1) длинная и узкая;
  10. короткая и широкая

Форма проведения: совместная деятельность

Воспитатель:

Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. Дети гладят себя по голове.

Слушаем внимательно… Подносят руки к ушам.

Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам.

Взрослых не перебиваем… Грозят указательным пальцем.

Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

В группе висит воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан) . Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо) .

Ребята смотрите в конверте лежит разрезанная картинка, давайте мы её сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно (дети собираю картинки, на картинке изображена Большая мама медведица) .

Всё ясно, значит, письмо нам пришло от Большой мамы медведицы. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо) .

«Здравствуйте дорогие ребята! Я Большая мама медведица. У меня горе, мой маленький сыночек медвежонок Умка, решил без проса полакомиться у мамы Пчелы мёдом, которая живёт в волшебном лесу и залез к ней в улей. Она его поймала и заперла, а для того, чтобы спасти медвежонка, я вас прошу мне помочь. Ребята, для того чтобы мой сыночек ко мне вернулся вы должны пройти все испытания мамы Пчелы и справиться с заданиями, которые она для вас приготовила. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы тем самым поможете медвежонку вернуться домой. Вы готовы к испытаниям?»

Ответ детей: Да

Воспитатель: Поможем Большой маме медведице спасти её маленького сыночка медвежонка Умка.

Ответ детей: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся на спасение медвежонка Умки в волшебный лес. Добраться до него нелегко поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь. (дети имитируют полёт лебедей)

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы»

(дети подражают крику лебедей)

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес. Наконец-то добрались!

Я предупреждаю, что в лесу надо быть очень внимательными. Садимся на краю леса и теперь можно и в детей превратиться опять. Посмотрите, никого не потеряли по дороге?

Ответ детей? нет

Воспитатель:

Но прежде, чем отправиться в лес и начинать выполнять задания мамы Пчелы, что нам необходимо вспомнить?

Ответы детей: (правила поведения в природе)

Воспитатель: И в этом нам помогут знаки – символы-карточки.

Дидактическая игра: «Правила поведения в природе» или «Береги живое» (работа со знаками символами- карточками)

(ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать)

  1. картинка: Не разоряйте птичья гнёзда (1)
  2. карточка: Не разоряйте муравейники (2)
  3. карточка: Не шумите в лесу (8)
  4. карточка: Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. (10)
  5. карточка: Не вырезайте надписи на деревьях. (12)
  6. карточка: Не обижайте лесных насекомых. (4)
  7. карточка: Не рвите редкие цветы. (6)
  8. карточка: Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем (14)
  9. карточка: Не портите несъедобные грибы. (13)
  10. карточка: Не забирайте из леса животных. (3)

Ребёнок: Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай, и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Ты в лесу всего лишь гость, здесь

Хозяин – дуб и лось Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Воспитатель: Но вот, теперь можно отправляться в путь.

1 задание: «Длинный – короткий»

Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами две дорожки. Одна дорожка ведёт в лес к улью мамы Пчелы, а другая в болото к Лешему.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти дорожки и скажите какие они по длине?

Ответ детей: Коротая дорожка, и длинная дорожка

Воспитатель: А какие они по ширине?

Ответы детей: Одна широкая, а другая узкая.

Воспитатель: — Ребята, а по какой дорожке как вы думаете, мы с вами можем попасть к улью мамы Пчелы в лесу?

Ответ детей: По дорожке, которая короткая и широкая.

Воспитатель: Правильно ребята пойдемте по короткой — широкой дорожке. Вот мы и вошли в лес.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называют лес.

Ответ детей: Лес называют зелёным океаном Земли, бесценным даром природы.

Лес- настоящие лёгкие нашей планеты.

Воспитатель: Молодцы.

Физкультминутка: «Лесные жители»

Добрый лес, старый лес (широко развести руки в стороны)

Полный сказочных чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идём гулять сейчас (ходьба)

И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке (присесть)

Птички, мышки и зверушки (медленно подняться, повороты вправо-влево, руки в стороны)

Мышка, мышка (мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд)

Серое пальтишко («лапки» перед грудью)

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

А за мышкой шёл медведь (руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса)

Да как начал он реветь (ноги на ширине плеч, переступание с ноги на ногу)

«У-у! У-у! (раскачивание туловища из стороны в сторону)

Я вразвалочку иду»!

А весёлые зайчата (ладони прижаты к голове и прыгать на двух ногах)

Длинноухие ребята (продвижением вперёд)

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Птички в гнёздышках (машут крыльями)

Проснулись, улыбнулись, (чирикают легко подпрыгивают)

Встрепенулись: «Чик-чирик,

Друзьям привет!

Мы летаем выше всех!»

Здравствуй, старый добрый лес (машут рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Полный сказочных чудес!

2 задание: «Природные зоны: Леса России»

Воспитатель: Ребята, смотрите, лес красив и разнообразен. А кто из вас знает, в какой именно мы с вами попали лес, как он называется?

Ответ детей: Это – смешанный лес.

Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?

Ответ детей: Потому что в смешанном лесу растут высокие ели, сосны, берёзы, осина, рябина, лиственница.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Воспитатель: А что ещё растёт в этом лесу?

Ответ детей: Ягоды- Черника, брусника, малина, клюква, земляника.

Грибы- подберёзовики, подосиновики, лисички, мухоморы…

Воспитатель: Молодцы и на этот вопрос ответили правильно

Воспитатель: Ребята, а на вопрос какие животные живут, в этом лесу нам с вами помогут геометрические фигуры.

3 задание: «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами)

Воспитатель: Ребята, у кого какое животное получилось

Ответ детей: Медведь, волк, белка, заяц.

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, но чтобы нам отправиться, дальше нам нужно ещё выполнить одно задание здесь.

4 задание: «Четвертый лишний»

(на доске размещены картинки с животными)

Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста лишнее животное и объясните почему вы так решили:

Корова – волк – лиса – медведь.

Волк – лиса – петух – заяц.

Лиса – медведь – волк – морж.

5 задание: «Назови число»

Воспитатель: (Психогимнастика)

А теперь, ребята мы с вами отправляемся на волшебную поляну, на которой мы с вами должны будем выполнить задания от мамы Пчелы. Дорога к ней пролегает через темный, темный лес.

Вы идете по кругу друг за другом, перед вами широкий ручей, осторожно переступайте его, не намочите ноги;

теперь вам надо идти в гору, поднимайте высоко ноги, хорошо;

а сейчас ветки царапают вам лицо, раздвигайте ветки руками;

и последнее препятствие – вы заходите в самую чащу, приседайте ниже, ниже, чтобы ветки не попали вам в глаза, вот ветки становятся все реже, поднимаемся потихоньку и вот вы на волшебной поляне.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали на волшебную полянку, где живёт много чисел, они очень любят гулять по своей полянке, но случилась беда, некоторые из них отправились гулять и заблудились. Нам нужно с вами помочь им вернуться обратно -это и будет наше следующее задание от мамы Пчелы.

4,5,6, 7, …, 9

1,2, …, 4, 5, 6,7, 8, …, 10

7,6,5,…, 3, …, 1

(дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами)

Воспитатель: Молодцы! Все числа вернули на свои места.

Воспитатель: Ребята, я слышу, как цифры спорят между собой, каждая думает, что она первая давайте наведём порядок на этой полянке, и расставим цифры по порядку от 1 до 10. (на доске цифры в беспорядке)

Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Молодцы! Давайте проверим.

(дети считают)

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, переходим к следующему заданию от мамы Пчелы, которое находится на этой полянке.

6 задание: Игра: «Сколько»

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет выложить столько же предметов, сколько указано на карточке с цифрой. и найти и назвать предыдущую и последующую цифру вашей цифре на карточке, (при правильном ответе – переход на следующее задание)

(карточки с цифрами: 2, 7, 5, 9, 3, 6.

Воспитатель: Вы справились с этими заданиями, отправляемся дальше.

7 задание: «Математическая задача» (по таблице у доски)

Воспитатель: Ребята, предварительно чтобы преступать к этому заданию, давайте вспомним, что такое задача из чего состоит и алгоритм решения задачи.

1)Задача-это маленькая история с числами.

2)В задаче обязательно должны быть условие и вопрос.

В условии говорится о том, что известно, сообщаются данные.

А в вопросе сообщается, что нужно найти, что не известно. (сколько)

1. Папа – волк и 2 его волчат, решили отправиться на прогулку. Сосчитайте сколько всего зверей, отправилось на прогулку. (3)

(Дети у доски составляют простое арифметическое уравнение и говорят ответ задачи) .

2. Папа – еж и его ежата собрали во время прогулке для обеда 2 белых гриба и 3 подберёзовика. Сосчитайте, сколько всего собрали грибов ежи. (5)

3. Вот задумал волк друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат,

Трех зайчат и пять бельчат.

Посчитайте поскорей,

Сколько у волка друзей (ответ 10) .

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.

8 задание: Игра: «Сложи квадрат»

Воспитатель: Ребята, для этой игры нам с вами понадобятся по три квадрата из бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка, ножницы.

А теперь послушайте внимательно само задание.

Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.

Второй квадрат сложите так, чтобы получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.

Третий квадрат – 8 треугольников. Разрежьте.

Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получились три квадрата.

Уточните, что квадрат больше треугольников.

Воспитатель: Вот мы и справились со всеми заданиями, которые нам приготовила мама Пчела и тем самым спасли и вернули маленького медвежонка Умку к его маме Большой медведице.

Ребята, нам пора возвращаться домой.

Закрывайте глаза. 1,2, 3!

Ну, вот мы и дома!

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Кого мы сегодня спасали?

Ответ детей: Маленького Медвежонка Умку

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А как мы это делали?

Ответы детей: Выполняли задания, которые приготовила для нас мама Пчела.

Воспитатель: Молодцы!

Медвежонок вернулся к своей маме (показ слайда) .

НОД (познавательное развитие)

Тема: «Путешествие в лес»

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Место проведения: групповая комната

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.

Задачи:

Образовательные : Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивающие : Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные : Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Речевые : Активизировать слова — березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.

Материал : Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

Предварительная работа : Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, откладывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Интеграция ОО : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Здоровье сберегающие технологии : физминутка, дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

Планируемый результат : Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.

Ход

Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель :

Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т.п.»)

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

А вы знаете пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса — посади»

Воспитатель: — Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

(Показывает диск.)

Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок — лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

Воспитатель: — Ну что, ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев,

2. нельзя на дереве царапать слова.

3. Нельзя разжигать костер.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.

Ребята, а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава под снегом спит.

Воспитатель : Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

Дыхательное упражнение:

дети вдыхают носом воздух

на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

(дети называют какие деревья знают)

А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза)

Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – … (кедр).

Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

(называется – ОСИННИК.)

Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

(деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

Почему он так называется?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

(Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

Кто знает загадку про ель и сосну?

(«Зимой и летом одним цветом».)

Почему всегда одним цветом?

(Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

(ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)

Лес, где растут одни сосны, как называется?

(СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)

Лес, где растут одни кедры, как называется?

(КЕДРОВЫЙ ЛЕС или КЕДРАЧ.) (слайд №9)

Лес, где растут одни пихты, как называется?

(Пихтовый лес.) (Слайд №10)

Лес где растут лиственницы?

(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)

Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: «Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок».

А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и лиственницы их шишки. (слайд №12)

Чем они похожи? Чем они отличаются?

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

На карточках — хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)

(это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса)

(это место для постройки гнезда)

(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

(для художника это объект для картин)

(для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

(дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

Заключение.

А теперь нам пора в детский сад.

(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)

Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.

Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

4. Сайты интернета для воспитателей

 

Название: Конспект НОД по познавательному развитию «Поможем Луковке найти его друзей»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Первая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» им.В.И.Фокина с.Большая Глушица
Месторасположение: Самарская область Большеглушицкий район село Большая Глушица

Конспект НОД «Поможем Луковке найти его друзей»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие»: 1.Побуждать детей называть свойства предметов, узнавать по внешнему виду овощи, называть их одним словом; обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорной опыт детей «Речевое развитие»: 2.Формировать умение детей понимать речь взрослого; обогащать словарь детей: существительными (овощи, огород, лук, помидор, капуста, морковь), прилагательными (круглая, зеленая, красная, горький);добиваться от детей четкого произношения звуков; помогать детям отвечать на простейшие вопросы.

«Художественно –эстетическое развитие»: 3 Продолжать формировать способность детей воспринимать музыку и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

«Социально – коммуникативное развитие»: 4.Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: лук, куклы на конусе – овощи (Луковка, Капуста, Морковка, Сеньор- Помидор), 3 обруча, ткань, разрезные картинки (морковка), 2 корзинки(большая и маленькая), помидоры из картона большого и маленького размера, овощи – капуста, лук, помидор, морковь.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Входит с детьми в зал. –Ребята проходите, поздоровайтесь с нашими гостями. Мы пришли сегодня в зал, чтобы поиграть. Вы любите играть? Дети входят в зал. Здороваются с гостями.

Дети отвечают на вопрос.

-Здравствуйте.

Да, любим играть.

2 -Ребята присаживайтесь на стульчики.

На столе лежит лук. Воспитатель обращает внимание на него. –Ребята посмотрите, что лежит на столе? Как вы думаете для чего нужен лук? Лук – это овощ или фрукт? Где лук растет? Какой он на вкус? Давайте мы с вами совершим волшебство и оживим лук. (накрывает лук тканью) –Раз, два, три превращайся лук в Луковку.

Дети садятся на стульчики.

Дети отвечают на вопрос.

-Это лук.

Для приготовления еды. Лук-это овощ? Лук растет на огороде. Горький.

3 Из под ткани воспитатель достает куклу – Луковку. -Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Ребята как вы думаете, кто мои друзья? Где они живут? Луковка приглашает детей прогуляться на огород и найти его друзей. Пойдемте? Берут корзину с Луковкой и идут на огород. Дети здороваются.

Дети отвечают на вопросы.

-Здравствуй. Ты — Луковка.

У Луковки есть друзья — овощи. Они живут на огороде.

Дети соглашаются пойти с Луковкой на огород.

4. Вот мы на огороде. (воспитатель показывает на обруч) Ребята это грядка. Чтобы узнать, что на ней растет, нужно отгадать загадку. (Сто одежек и все без застежек) Правильно, молодцы.(показывает капусту) Ребята, как вы думаете капуста это овощ? Правильно. Какого цвета капуста? Какой она формы? Подумайте ребята, что можно приготовить из капусты? Воспитатель предлагает оживить капусту, превратить в куклу. (колдует – раз, два, три капуста оживи.) Поднимает ткань –там кукла Капуста. Вот и первый друг Луковки. Поздоровайтесь с Капустой. Давайте с Капустой поиграем. Под музыкальное сопровождение проводится пальчиковая игра «Капуста» Возьмем с собой Капусту? Отвечают на вопросы.

Дети здороваются с Капустой.

Дети играют в пальчиковую игру «Капуста» Дети отвечают на вопросы.

Дети соглашаются взять Капусту с собой.

-Грядка.

Капуста.

Капуста- это овощ. Капуста зеленая, круглая. Из капусты готовят салат, щи.

Здравствуй Капуста. Выполняют движения согласно тексту.

Кладут Капусту в корзину.

5 Пойдемте дальше. Вот еще одна грядка. Если соберем эти картинки, то узнаем, что здесь растет. Д/и «Собери целое» . Что у вас получилось? (достает из под ткани морковь) –Какого цвета морковка? Морковка – это тоже овощ? Что можно готовить из морковки?(волшебство- превращение моркови в куклу)Воспитатель поднимает ткань –появляется кукла Морковка. Луковка, возьмем морковку с собой? Луковка соглашается взять морковку тоже собой. Дети на полу собирают картинки.

Дети отвечают на вопрос.

Дети здороваются с морковкой.

Это морковь.

Морковка красная. Морковка – это овощ.

6 Посмотрим, что растет на этой грядке? Помидоры. Сколько здесь помидор? Какие размером помидоры лежат на грядке? Давайте соберем их. В какую корзину положим большие помидоры? А в маленькую корзину какие помидоры положим? (Достает из под ткани свежий помидор). Какой формы помидор? Какого цвета помидор? Как вы думаете что из помидор готовят? (из под ткани вынимает куклу- помидор) А вот и сам сеньор — Помидор. Поздоровайтесь с ним. А помидор – это овощ или фрукт? Значит он тоже твой друг Луковка. Возьмем его с собой? Дети видят помидоры.

Дети отвечают на вопросы.

Собирают помидоры в корзины.

Дети здороваются с сеньором Помидором.

Дети отвечают на вопросы.

Много. Большие и маленькие.

Складывают большие помидоры в большую корзину, а маленькие – в маленькую.

Помидоры круглые, красные. Готовят из них сок, щи, салат.

Здравствуй помидор.

Помидор – овощ.

7 Вот мы и нашли всех друзей Луковки. Луковка ты рад? Давайте вместе потанцуем. Воспитатель одевает детям маска овощей. Дети под музыкальное сопровождение танцую танец «Овощи и фрукты»
8 Итог. Давайте возьмем с собой Луковку и его друзей, пойдем назад в детский сад. Вот мы и пришли, присядем на стульчики. Ребята кому мы сегодня помогали? Куда ходили? Кого там нашли? Давайте пригласим Луковку и его друзей в нашу группу и покажем как мы там живем. Дети отвечают на вопросы. Приглашают Овощи в группу.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог топ-планировщика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: