Российский художник и скульптор Михаил Зайков относится к людям, которых природа щедро одарила талантом. Достаточно взглянуть на кукол, которых он создает. Их лица настолько реалистичны, что они кажутся живыми.
Зайков окончил Кубанский государственный университет в Краснодаре в 2009 году. В период с 2010 по 2013 год работал в театре кукол. Стал известен после своей выставки в Москве в 2013 году. Для своих шарнирных кукол художник использует полимерную глину, глаза, сделанные вручную в Германии, и французский мохер для волос. Костюмы для 70-сантиметровых кукол шьет модельер Ирина Куземина.
Кукольник Михаил Зайков рассказывает о своей работе: «Создание куклы начинается с поиска образа. А ищу я его в старинных фотографиях дореволюционного периода. По крайней мере, на данном этапе своей деятельности.
Это, как правило, европейские девочки 13-16 лет эпохи конца XIX — начала XX века. То есть ретро. Стараюсь делать их максимально реалистичными и эмоциональными. Передать особенности характера и индивидуальность.
С костюмами мне помогает единомышленница Ирина Куземина. Она выступает в роли модельера для кукол и воспроизводит настоящую винтажную одежду именно того периода из старинных тканей и антикварных французских кружев.
В работе используются специальные кукольные материалы — полимерные и самозатвердевающие глины Fimo, Cernit и LaDoll, которые в готовом виде выглядят как фарфор. Но, в отличие от него, при падении не бьются.
Глаза кукол создаются на заказ немецкими стеклодувами Lauschaer Glasaugen.
Парики изготовляются из французского мохера высочайшего качества или шерсти ламы, имитирующих натуральные волосы.
Последние мои работы оцениваются в районе 70-80 тысяч рублей, в галереях они стоят чуть дороже. Почему такая цена? Потому что при изготовлении куклы используются дорогие материалы и сама работа очень трудоемкая.
В конструкции шарнирной куклы 13 суставов, что делает ее подвижной, позволяя принимать абсолютно любые позы. Помимо этого, каждая кукла индивидуальна и изготавливается в единственном экземпляре. Отсюда и такая цена.
В процессе работы между художником и куклой происходит диалог, в ходе которого кукла подчас сама «диктует», какой именно она хочет быть.
В итоге то, что получается на выходе, порой оказывается совсем иным, нежели первоначально задуманный персонаж.
Это и есть один из самых интересных моментов, который присущ работе именно художника-кукольника, — возможность одушевлять материю, создавать образ, который затем начинает жить самостоятельной жизнью. То есть каждая кукла со своим характером и капризами».
Петербурженка Татьяна Бунь, чье имя известно не только в России, но и в Америке, Европе, Японии и Израиле, делает куклы, которые умеют капризничать, выбирать наряды и воспитывать детей.
Недавно выставка кукол Татьяны Бунь прошла в Константиновском дворце в Стрельне.
Кукла в подарок
Когда у Татьяны Бунь появилась маленькая дочка, шла перестройка. Тяжело было достать даже продукты, не то что игрушки для ребенка.
Однажды бабушка моего мужа увидела, как люди выносят на помойку немецкую куклу, и попросила: «Отдайте ее мне — пусть правнучка поиграет», — вспоминает Татьяна. — Так первая старинная игрушка попала в нашу семью.
Татьяне, домохозяйке, получившей в свое время профессию химика-аналитика, пришлось впервые попробовать себя в качестве реставратора.
Кукла была очень красивой, но слишком большой — выше моей дочери, поэтому поначалу ребенок играть с ней не мог. Зато друзья, приходившие в гости, постоянно брали куклу на руки и нянчили ее, — говорит Татьяна. — У психологов существует теория, согласно которой в каждом из нас живут ребенок, взрослый человек и родитель. Видимо, общение с прекрасной игрушкой помогало моим друзьям поддержать самую непосредственную и ресурсную — детскую часть души.
Психологических теорий Татьяна тогда не знала. Но начала собирать личный музей старинных игрушек. Кто-то одобрял это начинание, кто-то говорил: «Зачем ты занимаешься глупостями?», а к Бунь все стекались и стекались куклы с самыми необычными историями.
Одну из них мне отдала очень старенькая бабушка, — вспоминает Татьяна. — Во время революции ее отцу, булочнику, игрушку принесли богатые люди, чтобы выменять на хлеб. Другую куклу ее прошлые владельцы взяли с собой, убегая из родного города во время Великой Отечественной войны. Представляете, дома оставили огромное количество необходимых вещей, а игрушку решили спасти — так она была им дорога.
Мечты об арлекине
В прошлом коллекция Татьяны Бунь насчитывала больше 500 единиц хранения. Сегодня у нее дома только около сотни любимых экспонатов. Остальное передано в один из музеев Челябинска. Причин много. Одна из них — новая любовь, с которой Бунь встретилась во время туристической поездки в Чехию.
Он сидел за стеклом в кресле-качалке. Печальное бледное лицо, изящный черно-белый костюм.
Небольшая игрушка-арлекин в витрине ювелирного магазина так понравилась мне, что я захотела ее купить, — вспоминает Бунь. — Но она не продавалась. Тогда я решила, что во что бы то ни стало сделаю куклу сама.
Это сейчас в России есть огромное количество курсов авторской куклы и Интернет, где собрано немало информации по «кукольной» теме. Тогда, в 1997-м, российских кукольников можно было пересчитать по пальцам, и Татьяне приходилось полагаться только на себя. По возвращении домой она села за книги и справочники, старательно выписывая из них всю полезную информацию. Через несколько месяцев Бунь уяснила технологию изготовления куклы. Еще через три недели родилась ее первая игрушка — гламурно-куртуазная арлекинесса в черном бархатном костюме.
С тех пор мои куклы значительно усложнились, — говорит Татьяна. — На изготовление одной работы теперь уходит от двух до трех месяцев. Самое трудное — сделать пальчики и расписать лицо. На этом этапе даже одно неверное движение может испортить всю работу.
Куклы Татьяны Бунь условны. Их лица бледны, глаза огромны, тела порой слишком вытянуты и худы. Только в порядке эксперимента мастер изготавливает работы, до мельчайших деталей похожие на людей.
У одной из моих кукол есть даже линии жизни на ладонях, но, будь я коллекционером, я бы такую не приобрела. Куклы — это куклы, а люди — это люди: я никогда не забываю, что это два разных мира и между ними есть граница. Именно поэтому принципиально не делаю популярные нынче портретные куклы, которые полностью повторяют черты лица политиков или звезд.
Ангелы и манюня
Свеча, кусок полипропилена, обтянутый белой тканью, пакет с лоскутками синтетического шелка. На рабочем столе Татьяны почти идеальный порядок. Кукольница обжигает шелковые кружочки и пришивает их к полотну. С каждым стежком конструкция в ее руках все больше напоминает крылья.
Ангела я впервые увидела в четырехлетнем возрасте — на иконе, принадлежавшей моей прабабушке, — вспоминает Татьяна. — Он был весь из себя такой волшебный! Это, наверное, стало одним из главных впечатлений моего детства. Иногда я просыпалась утром, видела перышко, выпавшее из подушки, и думала, что это у меня ночью выросли крылья, что я летала и обронила перо.
С возрастом «ангельские» впечатления, конечно, забылись. Но не навсегда. В 1998 году начинающая кукольница Бунь сделала своего первого ангела.
Каким образом детские фантазии снова воскресли в моей голове, я не знаю, — говорит она. — Наверное, это ангелы мне нашептали.
Теперь белокурые крылатые существа — маленькие и большие, бодрствующие и спящие — рождаются в мастерской Бунь по нескольку раз в год. Вместе с роскошными дамами и арлекинессами они стали главной особенностью авторского стиля Татьяны. Впрочем, у Бунь есть и другие персонажи, известные российским и зарубежным коллекционерам кукол, — серия кошек из папье-маше, фигурки японских девушек, козочки из белой глины, наряженные в русские народные сарафаны.
А еще я делаю манюнь. — Татьяна показывает корреспонденту «РГ» смешную тряпичную куклу с двумя косичками, одетую в крепдешиновое платье и белый сарафан. Простая и мягкая, она нисколько не похожа на большинство других произведений Бунь. — На них я отдыхаю от сложных работ. Ведь кукольник — это такая профессия, где невозможно уйти в отпуск. Нужно обладать безумной силой воли, чтобы сказать себе: «Стоп, в течение ближайшего месяца я не буду заходить в мастерскую». Так что манюни — самый доступный для меня способ досуга.
Кукольные капризы
Не верьте тем, кто скажет, что куклы — живые существа. Впрочем, и тем, кто считает, что они неодушевленны, не верьте.
Фарфор, текстиль, кружева и лоскуточки «очеловечиваются» под руками автора, впитывают его энергию. В результате куклы могут проявлять свою волю и даже капризничать, — признается Татьяна Бунь.
Некоторые дамы ни в какую не хотят носить наряды, которые им предназначены художником: костюмы приходится перешивать по два, а то и по три раза. Еще сложнее придумать для новой работы имя.
Для одной из своих кукол я перебрала больше двадцати имен, но ни одно ей не подходило, — говорит Татьяна. — Работу надо было везти на выставку, и в последний момент перед отъездом я услышала по радио пьесу Бетховена «К Элизе». Совпадение ли это было или мистика, но кукла «согласилась» стать Элизой без всяких возражений. Вот и рассуждайте после этого, насколько они одушевленны.
Капризные или послушные, живые или игрушечные, куклы могут выполнять еще одну вполне человеческую функцию: они воспитывают детей.
Старинная или коллекционная кукла позволяет ребенку жить в мире хрупких вещей, пробуждая в нем чувство такта и деликатность, — считает Бунь. — В отличие от современных резиновых или пластмассовых игрушек, их не бросишь о стену и не уронишь на пол. К тому же они подталкивают девочек к творчеству. Это для Барби любой костюм можно купить в магазине, а здесь приходится брать в руки иголку с ниткой и что-то придумывать самостоятельно.
Матрешка — далеко не единственная кукла, ставшая национальным символом. Большинство ее иностранных «коллег» старше лет на 300, хотя есть и молодые последователи. «Огонек» рассказывает о куклах, которые покорили мир
Арлекин, прежде чем из него сделали узнаваемую во всем мире куклу, был известным персонажем итальянского театра масок XVI века. Изначально простофиля и шут Арлекин был одет в костюм, напоминающий крестьянские лохмотья. Однако со временем, когда образ начали тиражировать, его приодели. Костюм стал пестрым, заплаты на ткани превратились в яркие ромбы. Пару веков спустя Арлекин уже стал полноценной куклой, более того — одним из главных сувениров Италии.
Петрушка
Эта кукла — классический образец перчаточной куклы — известна в России с XVII века. Свои Петрушки есть и в Европе: в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч. Петрушка — не просто кукла, это театральный персонаж, который своей популярностью обязан представлениям на ярмарках. Известные классические сюжеты, которые разыгрывали «петрушечники»: сцена с невестой, обучение Петрушки солдатской службе, лечение Петрушки. Кто не знает: у Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов (это имя упоминается как раз в одной из сценок).
Кукла вуду
Назначение этой тряпичной игрушки — самое мистическое: считается, что с ее помощью можно воздействовать на человека. Есть версия, что на территории Бенина африканцы занимались этим еще тысячу лет назад, но более популярна версия о том, что кукла появилась на Гаити в XVII-XVIII веках вместе с массовым завозом рабов из Африки. В США и на Кубе ее чаще называют «сантерия». Что касается Европы, то во многих странах сегодня нарасхват штучная продукция — куклы вуду приобретают для «расправ» над неверным возлюбленным или чересчур строгим начальником.
Кукла кокэси родом из Тохоку, что на северо-востоке Японии, достойна особого внимания. Уже в начале XVII века она пользовалась изрядной популярностью у заезжих гостей: считалось, что эти куклы обладали магическими свойствами, приносили удачу и исполняли желания. Сегодня известно 11 видов кокэси (у каждой из них — свое имя). Но тип неизменен — цилиндрическое тело и голова. Ручек и ножек у куклы нет. Считается, что именно этот тип вдохновил русских умельцев на создание матрешки в конце XIX столетия.
Еще одна знаменитая японская кукла, которую тоже считают прототипом матрешки. Помимо того, что у нее нет ни рук, ни ног, она еще округлой формы и яркой — обычно красной — расцветки. Точная дата рождения не установлена — считается, что поточный выпуск дарумы совпал с началом XVII века. А вот названа она была в честь основателя дзэн-буддизма — Дарумы. По легенде, он девять лет своей жизни провел в медитации, после чего у него отнялись ноги. Сегодня дарума помогает исполнять желание — на новый год на кукле пишут свое имя и загадывают желание.
Бумажная кукла
Первые куклы из бумаги с гардеробом, который также нужно вырезать, появились в Европе в середине XVIII века, а чуть позже и в Америке. Пресса тогда писала, что куклы помогут маленьким девочкам «проявить хороший или дурной вкус в одежде или прическе». Особенно славились английские бумажные куклы, чьи создатели прорисовывали самых мелких деталей костюма. Американцы, напротив, сделали куклу максимально доступной — компания McLoughlin Brothers в середине XIX века продавала кукол по минимальным ценам и огромными тиражами.
Пиноккио
Эта деревянная кукла родилась в 1883 году после выхода в свет книги итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Главный герой — деревянный мальчик с постоянно растущим от вранья носом — моментально зажил собственной жизнью. В его честь открывали рестораны, детские клубы и, само собой, выпускали деревянных кукол. Сегодня их можно найти по всему миру, но особенно популярен Пиноккио во Флоренции, где родился и умер автор сказки.
Эти куклы-статуэтки с непропорционально большой головой появились в конце XIX века, но на поток их производство поставили лишь в 20-е годы XX века американцы. Куклы были из папье-маше и изображали легендарных бейсболистов. Затем баблхэдов стали выпускать в пластмассе, расширив ассортимент: там были видные актеры, певцы, герои мультфильмов и даже политики. Из последних наиболее заметными стали баблхэды английской королевы, премьер-министра Путина, президента Обамы и основателя компании Apple — Джобса.
Культовая для всех маленьких (и не очень) девочек кукла была придумана в 1959-м в США, в штате Висконсин. «Мама» куклы — Рут Хэндлер — была стенографисткой компании Mattel. Она хотела сделать идеальную женщину, а за основу взяла образ героини эротических немецких комиксов Лили (начало 1950-х годов). За время своего существования кукла принесла своей создательнице свыше 2 млрд долларов. Из национального символа Барби давно стала наднациональным — считается, что каждые 1-8 секунд в разных уголках мира кто-нибудь покупает Барби.
Беби Борн
В конце 1980-х создатель этого пластмассового младенца, австралиец Виктор Пракас, хотел одного: «Чтобы она помогла девочке почувствовать себя маленькой мамой». Идею перекупила и довела до совершенства известная немецкая компания Zapf Creation. Теперь кукла действительно требует усилий и денег, которые дают представление о тех, которые придется потратить на живого ребенка. Беби Борн умеет плакать, смеяться, есть и ходить в туалет. Еда, одежда, обувь, подгузники и прочие аксессуары всегда в наличии — разумеется, за отдельную плату.
Подготовила Елена Барышева